|
Сопровождение социально - психологической адаптации первоклассников
|
Сопровождение социально-психологической адаптации первоклассников ГООУ санаторной школой-интернатом N 3
Первый класс – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. Поэтому детям на первом году обучения уделяем особое внимание.
Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе
|
Работа с документами
|
Работа с детьми
|
Работа с педагогами
|
Работа с родителями
|
I четверть
|
Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей.
Анализ анкет.
Сбор анамнеза.
Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
Журнал консультаций.
|
Диагностика: определение уровня интеллектуального развития (Векслер)
Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября).
|
Консультации и малые педсоветы с психологами и педагогами
Консультации в режиме динамического наблюдения.
Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти
|
Родительское собрание “Ваш ребенок пошел в школу
Рекомендации консультаций у специалистов (логопед, невролог)
Консультации по результатам диагностик
|
II четверть
|
Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
Журнал консультаций
Подготовка документов для ПМПк
|
Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.
Представление детей на ПМПк
|
Консультации в режиме динамического наблюдения.
Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия (Тест на адаптацию)
|
Консультации по протеканию адаптации
|
III четверть
|
Анализ результатов протекания адаптации.
Учет посещения занятий и динамики детей.
Журнал консультаций
|
Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими трудности в адаптации.
Динамическое наблюдение в разных видах деятельности
|
Консультации в режиме динамического наблюдения.
|
Тест “Адаптировался ли ваш ребенок к школе?”
Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога
|
IV четверть
|
Анализ результатов динамики развития.
Протоколы диагностики.
Оформление представлений на ПМПК.
Журнал консультаций.
|
Диагностика: социометрия.
|
Подготовка представления на ПМПК
|
Консультации по результатам дигностики
|
Для определения уровня психологической готовности к школьному обучению детей был использован тест Векслера (адаптированный Панасюком А.Ю.)
При диагностики присутствовало 13 учеников. И получены следующие результаты:
Средний уровень умственного развития имеют 23% учащихся,
Ниже среднего – 16%,
Пограничный – 38%,
Низкий – 23%.
Показатели умственного развития учитывались при составлении занятий по адаптации учащихся к школе. Курс занятий на тему «Адаптация первоклассников к школе». Основной целью является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение тревожности, а также развитие познавательных и коммуникативных способностей первоклассников.
Форма проведения: групповые занятия по 30 – 40 минут один раз в неделю, всего 6 занятий. Занятия строятся в доступной и интересной форме.
Средства проведения: детская игра, элементы психогимнастики, беседа, развитие навыков общения, внутренней активности детей, развитие памяти, мышления, внимания.
По результатам диагностики умственного развития, наблюдения во время учебного процесса, консультаций с педагогом была выделена группа учеников из трех человек с целью обращения на ПМПк.
С одним учеником ведутся индивидуально-коррекционная работа по развития познавательных процессов.
Педагог-психолог: Ярцева В.П.
|