Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих
     

ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение Самарской области Санаторная школа - интернат № 3 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Жигулёвск

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Структура и органы управления Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Поиск


ДОКЛАД педагога психолога

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей.
    По результатам обследование детей ПМПК 15% учащихся нашей школы-интерната имеют проблемы в обучении: задержка психического развития, общее недоразвитие речи, дисграфия, педагогическая запущенность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. У нас обучаются два ученика (один в младшем звене школы, другой в среднем) с поставленным им диагнозом СДВГ.  С целью дальнейшей работы с этими детьми было проведено методическое объединение на тему «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей».
    Синдром дефицита внимания считается одной из наиболее распространенных нарушений среди детей младшего школьного возраста. Это состояние наблюдается у 5-10% детей школьного возраста. Приблизительно в четыре раза больше мальчиков, чем девочек, страдают СДВГ. У девочек чаще наблюдается особая форма дефицита внимания без гиперактивности. На практике это означает, что в каждом классе есть, по меньшей мере, 2-4 таких ученика. При такой распространенности СДВГ учитель привносит изменения и в свою работу, ведь в каждом классе находятся такие ученики
 Какие же жалобы на таких учеников со стороны учителя:
 
1. Слабая успеваемость в школе. Во время урока ребенку сложно справиться с заданием, так как он испытывает трудности в организации и завершении работы, быстро выключается из процесса выполнения задания. Неспособность концентрировать внимание является причиной трудностей, возникающих при выполнении заданий в школе.
2. Навыки чтения и письма у таких детей менее развиты, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и полны ошибок, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя. Трудности в выполнении инструкций. У детей проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности.
3. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах (они плаксивы, частая смена настроения), низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность.
4. Эти дети испытывают проблемы в общении (не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения), являются источником постоянных конфликтов, в классе становятся изгоями, характеризуются деструктивным поведением, агрессивностью, упрямством, лживостью. Эти дети более разговорчивы, более склонны к началу социальных взаимодействий, но при этом их поведение непредсказуемое из-за конфликтности и неуравновешенности. Они могут неадекватно себя вести при большом скоплении народа.
5. Из-за нарушения отделов головного мозга часто дети не чувствуют боли и не могут сочувствовать другим. Поэтому могут безжалостно, агрессивно относится к животным и   одноклассникам.
6. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. Подросткам свойственно отрицание авторитетов, безответственное поведение, нарушение общественных правил. Для них характерно вызывающее, а иногда разрушительное поведение. У таких детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам.
 
     Важно отметить, что с точки зрения умственного развития эти дети нисколько не отличаются от других детей. Среди них есть немало одаренных детей и выдающихся спортсменов. Поэтому диагностика и лечение так важны: они дают таким людям возможность реализовать заложенный в них потенциал.
 
     Учителю предлагается совместно с психологом проводить наблюдение за детьми, у которых наблюдается проявления нарушения внимания, гиперактивности. Результаты предоставить на ПМПк. Предоставлена схема наблюдение:
Что должно насторожить в поведении ребенка родителей, учителей и воспитателей?
Невнимательность и отвлекаемость:
1) легкая отвлекаемость на посторонние стимулы;
2) сложности при выполнении предложенных заданий, при отсутствии непосредственного руководства часто не может следовать данной инструкции;
3) с трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игры;
4) частые переходы от одного незавершенного действия к другому;
5) часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, книги, карандаши и т.д.);
6) часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь;
Гиперактивность:
1) беспокойные движения кистями и стопами, сидя на стуле, ребенок ерзает, извивается;
2) часто встает со своего места в классе или в других ситуациях, где положено сидеть на одном месте;
3) неумение играть тихо, спокойно;
4) часто слишком много говорит, болтливость;
Импульсивность:
11) нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игры и в различных ситуациях в коллективе;
12) неумение сосредоточиваться, на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца;
13) мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается во время игры);
14) способен совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.
 
Наличие восьми из четырнадцати симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение шести месяцев, является основанием для диагноза СДВ.
              В чем состоит процесс обследования и постановки диагноза?
    СДВГ – это сложное состояние, и его диагностика состоит из нескольких этапов, проводят их специалисты из разных областей.
Если у родителей, воспитателей или школьных учителей возникает какое-либо подозрение, следует обратиться к детскому врачу.
Если есть необходимость в дальнейшем обследовании, ребенка направят к невропатологу и психологу.
Цель проводимых анализов и проверок, кроме всего прочего, - исключить условия, которые могут вызвать схожие с СДВГ явления, такие как проблемы слуха или зрения, не выявленные эпилепсия, трудности обучения, задержка развития или эмоциональные проблемы.
Лабораторные анализы при обследовании не нужны. Оно выявляет, есть ли у ребенка поведенческие и функциональные признаки этого состояния, нужен также неврологический осмотр.
 
 
В чем состоит лечение?
Лечение СДВГ является комплексным и заключает в себе следующие компоненты:
  • Рекомендации родителям и детям, как справляться с СДВГ дома и в школе, в то же время осознавая и понимая проблемы ребенка
  • Обучение способам учебы
  • При необходимости – прием лекарств, цель которых - повысить концентрацию внимания ребенка и помочь ему в его учебной деятельности
   С целью наблюдения и оценки лечения и успехов ребенка лечение проводиться при участии педагогического коллектива школы и с соблюдением постоянной связи между родителями, педагогами и медицинскими работниками, лечащими ребенка. Проводится постоянное обсуждение успехов детей, какие трудности возникают при обучении, поведение. Для учителей, работающих с такими детьми розданы памятки. Мы постарались предоставить информацию и для родителей, как общаться с этими детками.
Тактика общения учителя с непоседой.
1. Ребенок не виноват, что он такой, поэтому бесполезно его ругать, наказывать. Этим можно добиться только снижение самооценки и чувство вины.
2. Постарайтесь спланировать урок так, чтобы последние 10-15 минут приходилось самостоятельная работа, при этом детям с СДВГ следует давать простые примеры или задания, или занять их общественно полезным трудом: помыть губку, собрать у учеников материал.
3. По мере развития утомления устраивать физкультминутки: использовать комплекс упражнений для улучшения кровообращения, снятие утомления с мелких мышц кисти руки, мышц туловища.
4. По возможности рассаживать гиперактивных детей так, чтобы они находились на значительном расстоянии от других учеников, т.к. в данной ситуации наблюдается «синдром воронки».
5. Предоставить ребенку возможность быстро обращаться к учителю за помощью (можно ввести невербальные сигналы).
6. Вводите проблемное обучение.
7. Доказана связь наличие СДВГ и заболевания Лор-органов. По этой причине таких детей не следует рассаживать у окон, т.к. они легко заболевают ангинами, ОРЗ.
8. Вопреки распространенному мнению, что детям с СДВГ необходимо много двигаться, учителям физкультуры необходимо помнить, что из-за повышенного развития болезней опорно-двигательного аппарата нагрузку детям с СДВ следует точно дозировать, не допускать переутомления и повышенной нагрузки на суставы и позвоночник. Участие в соревнованиях и показательных выступлениях не рекомендуется.
9. На столе во время уроке не должно быть ничего лишнего, отвлекающего.
10. Задание писать на доске.
11. В определенный отрезок времени давать только одно задание, стараться дозировать и обязательно контролировать выполнение.
12. Инструкции (задания) должны быть однозначным.
13. Обязательный зрительный контакт.
14. Хвалить ребенка, поддерживать, чем осуждать и подмечать неудачи.
15. Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей.
16. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (вырезание, раскрашивание и т.д.)
17. Для таких детей очень полезна дыхательная гимнастика, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития тонкой моторики рук.
18. Развитие устойчивости внимания: корректурная проба, нанизывать бусинки и т.д.
28 советов как обращаться с детьми с СДВ для родителей.
  • Синдром дефицита внимания не ограничивается только проблемой внимания.
  • СДВ нередко сопровождается различными трудностями обучения, проблемами настроения и т.п.
  • Такой ребенок переменчив как погода – непостоянное и непредсказуемое. 
Нет простого решения, как обращаться с ребенком с СДВ дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей.
     Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение.
1. Удостоверьтесь, что вы имеет дело именно с СДВ.
Убедитесь в том, что специалисты проверили слух и зрение ребенка и исключили как эти, так и другие медицинские проблемы. Удостоверьтесь в том, что проведено соответствующее обследование, и продолжайте задавать вопросы, пока вы не будете уверены.
2. Позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку.
Найдите знающего специалиста, с которым вы можете советоваться (школьный психолог, детский психиатр, социальный работник, педиатр и т.д. – должность значения не имеет, важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам СДВ, наблюдал многих детей с СДВ, знал об их поведении в классе и мог доступно объяснить). Убедитесь в том, что учителя работают вместе с вами.
3. Знайте свои пределы.
Не бойтесь просить о помощи.
4. Помните, что дети с СДВ нуждаются в систематизации.
Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
5. Определите правила.
Запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.
6. Повторяйте указания.
Записывайте указания. Проговаривайте их. Людям с СДВ нужно слышать одно и то же более одного раза.
7. Поддерживайте постоянный визуальный контакт.
Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез или успокоить.
8. Установите границы.
Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.
9. Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно.
Повесьте список на холодильник, на дверь в комнату ребенка, на зеркало в ванной. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Помогите детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков СДВ - откладывания дел на потом.
10. Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам.
Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.
11. Позволяйте ребенку спасительную отдушину.
Позволяйте ребенку выйти на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
12. Позаботьтесь о постоянной обратной связи.
Она помогает сохранить их на правильном пути, позволяет им знать, чего от них ожидают и достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые, и говорите ребенку, что вы думаете.
13. Разбивайте длинные задания на более короткие.
Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать".
Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.
14. Остерегайтесь перевозбуждения.
Подобно чайнику на плите, дети с СДВ могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его.
15. Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно.
Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.
16. Используйте трюки для улучшения памяти.
У них нередко есть проблемы с т.н. "активной памятью" , которая представляет собой как бы свободное пространство на столе нашей памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и т.п. – могут весьма помочь улучшить память.
17. Объявите то, что вы собираетесь сказать. Затем скажите это. И потом повторите то, что сказали.
Поскольку для большинства детей с СДВ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь и расставит понятия по своим местам.
18. Упрощайте указания. Упрощайте выбор.
Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная речь помогает сохранить внимание.
19. Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя.
Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.
20. Ясно объясните, чего ожидаете от ребенка.
Ничего не подразумевайте и ничего не предоставляйте случаю.
21. Дети с СДВ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы.
Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей. Многие из них – маленькие предприниматели.
22. Постарайтесь осторожно дать точный и ясный совет в социальном плане.
Многие дети с СДВ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.
Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., - к примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого".
23. Пользуйтесь разными игровыми средствами.
Мотивация улучшает СДВ.
24. Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно.
Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.
25. Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.
Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте. Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.
26. Повторяйте, повторяйте, повторяйте.
При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память.
27. Проводите физзарядку.
Один из лучших способов воздействия на детей и взрослых с СДВ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.
28. Всегда будьте бдительны в ожидании моментов "озарения".
Эти дети более одаренные и талантливые, чем они зачастую кажутся. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности. Обычно они обладают чем-то особенным, что по-особому влияет на окружение, в котором они находятся
 
Доклад подготовила педагог-психолог Ярцева Вера Павловна
Школьная жизнь
Образование
Воспитание
   Программы
   Расписание кружков, секций
   План
   Дорожная безопасность
   Профилактика информационной безопасности
   НАРКОПОСТ
   Школьная служба примирения (медиации)
   Совет профилактики
Функциональная грамотность
Цифровая образовательная среда
Повышение качества образования
Профориентация обучающихся
Методическая копилка
Наши достижения
Школьный музей
Школьный театр

Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение Самарской области Санаторная школа - интернат № 3 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Жигулёвск