|
ШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ - ОТКРЫТЫЙ УРОК по РУС. ЯЗ. причастие
|
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка.
Открытый урок по теме «Причастие».
Подготовила и провела учитель высшей категории Ярукова Л.В.
В нашей повседневной жизни мы всё больше и больше используем цифровые и компьютерные технологии. Не может без них обойтись и современная школа. И уже не только на уроках информатики, но и на уроках русского языка и литературы мы всё чаще используем компьютерные программы. Это позволяет не только сэкономить время на уроке, но и активизировать познавательную деятельность учащихся.
Имея многолетний опыт преподавания русского языка, хочу отметить, что большинство школьников среднего звена имеют наглядно-образный способ мышления. Абстрактно-логическое мышление у них пока развито слабо. Это затрудняет процесс понимания и заучивания отдельных тем. Так очень большие трудности возникают при изучении темы « Причастие» в 7 классе. Обычное «зазубривание» правил не даёт хороших результатов в их применении. Поэтому существует множество пособий, представляющих правила в виде таблиц. Это пособие Сухотинской «Репетитор»[1], методические разработки уроков русского языка Богдановой[2], наглядные пособия по русскому языку[3]. В данной методической разработке предлагается использование блоков-схем, созданных в программе MindManager, позволяющей не только быстро составлять схемы, но и использовать их, включая постепенно нужные блоки, при объяснении новых тем, при повторении и обобщении материала, при опросе (устном или письменном). Программа также позволяет учащимся самим работать над составлением структурно-логических схем на заданные темы, что активизирует познавательный интерес школьников, развивает абстрактно-логическое мышление. В приложениях к данной методической разработке представлены блоки-схемы, составленные учителем и учащимися.
Данные технологии дают хороший результат при работе с детьми, обучающимися по общеобразовательным программам. Но особенно актуально их применение в классах интегрированного обучения, так как у детей с диагнозом ЗПР совсем не развито абстрактно-логическое мышление.
Тема программы: « Причастие» 37 часов.
Планируемый результат по теме: школьники умеют определять причастие как часть речи, знают его морфологические признаки. Умеют выделять на письме причастный оборот, правильно писать суффиксы причастий. Правильно образуют действительные и страдательные причастия и употребляют их в речи.
Тема урока: «Обобщающее - повторительный урок по теме
« Причастие»»
Тип урока: обобщающе – повторительный.
Методическая цель: показать использование компьютерных технологий как средства активизации познавательной активности школьников.
Цели урока: 1. Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии.
2. Научить самостоятельно строить опорные блоки-схемы по пройденному материалу.
3. Отработать навыки правописания суффиксов причастий, предложений с причастным оборотом.
Оборудование: мультимедийный проектор, доска.
Межпредметные связи: с предметом ИКТ (создание блоков- схем в программе Mind Monager).
Внутрипредметные связи: с темами «Глагол» и «Прилагательное»
Ход урока.
1. Разминка: игра-аукцион. (получает баллы тот, кто назвал последним)
· Вспомните все морфологические признаки причастия;
· Вспомните орфограммы, связанные с причастием;
· Вспомните пунктограммы, связанные с причастием.
2. Повторение изученного материала по опорным блок-схемам с использованием мультимедийного проектора.
· Признаки прилагательного и глагола у причастия (тест). Блок-схема готовится учителем. (см. приложение 1.)
1) Укажи причастия совершенного вида (задание для сильных):
а) развернувшиеся г) испечённый ж) зеленеющий
б) нарисованный д) слышимый з) прочитанный
в) заглушаемый е) выгоревший и) читающий
2) Укажи причастия (задание для слабых):
а) белый г) синеть ж) желтеющий
б) письменный д) написанный з) письмо
в) деревянный е) накопленный и) сбежавший
· Суффиксы действительных и страдательных причастий (тест). Блок-схема готовится группами учащихся. (приложение 2)
3) Спиши, вставь пропущенные буквы (задание для сильных):
Кол_щий, даш_щий, мел_щий, трепещ_щий, вид_мый, завис_мый, гоня_мый, обдува_мый, слыш_мый, украш_нный, увенч_нный, занавеш_нный, зала_вший, перестро_вший.
4) Спиши, выдели суффиксы причастий (задание для слабых):
Зреющий, выпавший, согретый, накопленный, нарисованный, закрытый, воркующий, бушевавший, слышимый, слагаемое, разобранный, волнующий, увенчанный, развешенные (картины).
5) Заполни схему (задание для самых слабых и детей ЗПР)
(Приложение 3)
· Одна и две –н- в причастиях (проверка с помощью карточек: учитель называет слова, дети поднимают карточку, где написана –н- или -нн-, за каждый правильный ответ дети ставят себе +, за каждый неправильный - ):
Неизменный, нарисованные, забрызганные. Совершена, непреклонна, родственные, пересыпанные, выращена, выглажены, запачканные, печёный, печённый в углях картофель, топлёное молоко, топленное в печке молоко, работа закончена.
· Слитное-раздельное написание не с причастиями (тест).
6) Укажи словосочетания, в которых допущены ошибки. Запиши в исправленном виде (задание для сильных).
а) далеко не изученная тема г) незаконченная к сроку работа
б) обстоятельства не выясненны д) непроверенные факты
в) невыясненные до сих пор обстоятельства е) ничем неинтересующийся ребёнок
7) Спиши и запомни правописание, с тремя словами составь словосочетания (задание для слабых).
Желанный, негаданный, нечаянный, незваный, священный, невиданный, неслыханный.
· Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом (тест).
Итоги урока: каждый ученик за каждый вид работы ставит себе оценку, используя критерии, данные учителем. В конце урока высчитывает среднюю арифметическую оценку.
Д/З: N 155 - Списать, выполнить задания учебника.
[1] Сухотинская «Репетитор». Пособие для школьников и абитуриентов.- М.,2001г.
[2] Богданова «Уроки русского языка в 7 классе». – М., 2000г.
[3] Таблицы по русскому языку 5-9 класс
|