ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение Самарской области Санаторная школа - интернат № 3 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Жигулёвск

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Структура и органы управления Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Поиск


ШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ - ОТКРЫТЫЙ УРОК по РУС. ЯЗ. причастие

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка.
Открытый урок по теме «Причастие».
Подготовила и провела учитель высшей категории Ярукова Л.В.
    В нашей повседневной жизни мы всё больше и больше используем цифровые и компьютерные технологии. Не может без них обойтись и современная школа. И уже не только на уроках информатики, но и на уроках русского языка и литературы мы всё чаще используем компьютерные программы. Это позволяет не только сэкономить время на уроке, но и активизировать познавательную деятельность учащихся.
    Имея многолетний опыт преподавания русского языка, хочу отметить, что большинство школьников среднего звена имеют наглядно-образный способ мышления. Абстрактно-логическое мышление у них пока развито слабо. Это затрудняет процесс понимания и заучивания отдельных тем. Так очень большие трудности возникают при изучении темы « Причастие» в 7 классе. Обычное «зазубривание» правил не даёт хороших результатов в их применении. Поэтому существует множество пособий, представляющих правила в виде таблиц. Это пособие Сухотинской «Репетитор»[1], методические разработки уроков русского языка Богдановой[2], наглядные пособия по русскому языку[3]. В данной методической разработке предлагается использование блоков-схем, созданных в программе MindManager, позволяющей не только быстро составлять схемы, но и использовать их, включая постепенно нужные блоки,  при объяснении новых тем, при повторении и обобщении материала, при опросе (устном или письменном). Программа также позволяет учащимся самим работать над составлением структурно-логических схем на заданные темы, что активизирует познавательный интерес школьников, развивает абстрактно-логическое мышление. В приложениях к данной методической разработке представлены блоки-схемы, составленные учителем и учащимися.
          Данные технологии дают хороший результат при работе с детьми, обучающимися по общеобразовательным программам. Но особенно актуально их применение в классах интегрированного обучения, так как у детей с диагнозом ЗПР совсем не развито абстрактно-логическое мышление.
 
Тема программы: « Причастие» 37 часов.
Планируемый результат по теме: школьники умеют определять причастие как часть речи, знают его морфологические признаки. Умеют выделять на письме причастный оборот, правильно писать суффиксы причастий. Правильно образуют действительные и страдательные причастия и употребляют их в речи.
 
Тема урока: «Обобщающее - повторительный урок по теме
« Причастие»»
Тип урока: обобщающе – повторительный.
Методическая цель: показать использование компьютерных технологий как средства активизации познавательной активности школьников.
Цели урока: 1. Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии. 
2. Научить самостоятельно строить опорные блоки-схемы по пройденному материалу.
3. Отработать навыки правописания суффиксов причастий, предложений с причастным оборотом.
Оборудование: мультимедийный проектор, доска.
Межпредметные связи: с предметом ИКТ (создание блоков- схем в программе Mind Monager).
Внутрипредметные связи: с темами «Глагол» и «Прилагательное»
 
Ход урока.
 
1.     Разминка: игра-аукцион. (получает баллы тот, кто назвал последним)
·        Вспомните все морфологические признаки причастия;
·        Вспомните орфограммы, связанные с причастием;
·        Вспомните пунктограммы, связанные с причастием.
 
2.     Повторение изученного материала по опорным блок-схемам с использованием мультимедийного проектора.
·        Признаки прилагательного и глагола у причастия (тест). Блок-схема готовится учителем. (см. приложение 1.)
1)    Укажи причастия совершенного вида (задание для сильных):
а) развернувшиеся                             г) испечённый                          ж) зеленеющий
б) нарисованный                                д) слышимый                             з) прочитанный
в) заглушаемый                                  е) выгоревший                          и) читающий
 
2)    Укажи причастия (задание для слабых):
а) белый                                    г) синеть                                       ж) желтеющий
б) письменный                          д) написанный                               з) письмо
в) деревянный                          е) накопленный                             и) сбежавший
 
·        Суффиксы действительных и страдательных причастий (тест). Блок-схема готовится группами учащихся. (приложение 2)
 
 
3)    Спиши, вставь пропущенные буквы (задание для сильных):
Кол_щий, даш_щий, мел_щий, трепещ_щий, вид_мый, завис_мый, гоня_мый, обдува_мый, слыш_мый, украш_нный, увенч_нный, занавеш_нный, зала_вший, перестро_вший.
 
4)    Спиши, выдели суффиксы причастий (задание для слабых):
Зреющий, выпавший, согретый, накопленный, нарисованный, закрытый, воркующий, бушевавший, слышимый, слагаемое, разобранный, волнующий, увенчанный, развешенные (картины).
 
5)    Заполни схему (задание для самых слабых и детей ЗПР)
(Приложение 3)
 
·        Одна и две –н- в причастиях (проверка с помощью карточек: учитель называет слова, дети поднимают карточку, где написана –н- или -нн-, за каждый правильный ответ дети ставят себе +, за каждый неправильный - ):
 Неизменный, нарисованные, забрызганные. Совершена, непреклонна, родственные, пересыпанные, выращена, выглажены, запачканные, печёный, печённый в углях картофель, топлёное молоко, топленное в печке молоко, работа закончена.
·        Слитное-раздельное написание не с причастиями (тест).
 
6)    Укажи словосочетания, в которых допущены ошибки. Запиши в исправленном виде (задание для сильных).
а) далеко не изученная тема                               г) незаконченная к сроку работа
б) обстоятельства не выясненны                         д) непроверенные факты
в) невыясненные до сих пор обстоятельства      е) ничем неинтересующийся ребёнок  
 
 
7)    Спиши и запомни правописание, с тремя словами составь словосочетания (задание для слабых).
Желанный, негаданный, нечаянный, незваный, священный, невиданный, неслыханный.    
 
·        Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом (тест).
 
Итоги урока: каждый ученик за каждый вид работы ставит себе оценку, используя критерии, данные учителем. В конце урока высчитывает среднюю арифметическую оценку.
 
Д/З: N 155 - Списать, выполнить задания учебника.


[1] Сухотинская «Репетитор». Пособие для школьников и абитуриентов.- М.,2001г.
[2] Богданова «Уроки русского языка в 7 классе». – М., 2000г.
[3] Таблицы по русскому языку 5-9 класс
Школьная жизнь
Образование
Воспитание
   Программы
   Расписание кружков, секций
   План
   Дорожная безопасность
   Профилактика информационной безопасности
   НАРКОПОСТ
   Школьная служба примирения (медиации)
   Совет профилактики
   Штаб воспитательной работы
Функциональная грамотность
Цифровая образовательная среда
Повышение качества образования
Профориентация обучающихся
Методическая копилка
Наши достижения
Школьный музей
Школьный театр

Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение Самарской области Санаторная школа - интернат № 3 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Жигулёвск