Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих
     

ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение Самарской области Санаторная школа - интернат № 3 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Жигулёвск

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Структура и органы управления Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Поиск


Методическая разработка интегрированного урока развития речи по русскому языку.

ГООУ санаторная школа-интернат N3 г.о. Жигулёвск
 
 
 
Методическая разработка
интегрированного урока развития речи
по русскому языку.
 
 
 
Учитель русского языка
Ярукова Л.В.
 
 
 
 
2010г.
ВВЕДЕНИЕ.
                 Проблема взаимодействия обучения и развития всегда была предметом внимания крупнейших мыслителей, ученых и педагогов. Особый интерес к этому вопросу возник в 50-е годы прошлого столетия, когда обнаружилось, что старая система обучения недостаточно эффективна — она не развивает в должной мере умственные и творческие способности учащихся и не обеспечивает усвоения усложнившейся школьной программы. Современная исследовательская педагогика начинает уделять всё большее внимание не столько количеству и качеству знаний, сколько способам усвоения и способам оперирования этими знаниями учащимися, уровню развития их языковой, «речевой» способности.
Наиболее широкие возможности для формирования речевых умений и навыков учащихся представляют уроки литературы, русского языка и отведенные программами по этим предметам уроки развития речи. Задача совершенствования методики развития речи учащихся является одной из наиболее важных в современной методической науке.
Указанная проблема сложна и многогранна. Она рассматривалась учеными в различных её аспектах и нашла отражение в методической классике (труды лингвистов Ф.И. Буслаева, A.M. Пешковского, И.И. Срезневского), в исследованиях психологов и психолингвистов (Л.С.Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия), в работах по методике развития речи учащихся (М.А. Рыбникова, В.А. Добромыслов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, В.И. Капинос, СИ. Львова, Е.И. Никитина и др.) Ретроспективный анализ литературы по методике преподавания русского языка свидетельствует о том, что одним из эффективных путей интенсификации развития речи является реализация межпредметных связей в процессе обучения русскому языку — это отражение реально существующей всеобщей связи явлений, о которой писали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский и др. В дидактике и в частных методиках она была одной из ведущих в 60-80 гг. XX в. (М.Т. Баранов, Г.Б. Вершинина, В.Н. Максимова, Л.А. Ходакова и др.). Именно в межпредметном взаимодействии исследователи видят решение ряда общепедагогических и методических задач: усиление познавательных интересов учащихся, повышение прочности знаний, обеспечение успешного обучения, его практической направленности, расширение интеллектуального кругозора учащихся.
       Вопрос о межпредметных связях русского языка разработан достаточно глубоко и многоаспектно. Однако анализ высказываний учащихся на уроках русского языка, литературы, в повседневной жизни дает право сделать вывод, что общий уровень речевой культуры низок: все меньше звучит эмоциональная выразительная речь не только в содержательном, но и в исполнительском компоненте.
                Представляется возможным использование музыкальных произведений, произведений живописи и литературы на уроках развития речи как средств, повышающих эффективность становления речевой культуры учащихся. Использование музыки, живописи, поэзии позволит открыть пути совершенствования учебно-воспитательного процесса, выявить неиспользованные резервы методики преподавания русского языка и литературы, поможет приблизить к решению проблемы формирования духовно богатой, творческой личности учащихся.
                   Данная методическая разработка представляет интегрированный урок развития речи, итогом которого должно стать сочинение о Маме. Эмоциональный посыл, который дают произведения музыки, живописи, литературы позволяет активизировать творческие способности учащихся, позволяет им выстроить свои письменные высказывания на высокой эмоциональной ноте.
 
 
 
Урок развития речи: «Мама – главное слово на свете»
Проблема: Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.
Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.
Задачи:
1.      Рассмотреть, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.
2.      Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в мировой культуре.
3.      Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.
Планируемый результат:
·        формирование эстетического отношения к действительности, способствующей воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери, формирование лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости);
·        формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях урока изобразительного искусства с музыкой и литературным словом.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Наглядный и музыкальный материал: репродукции картин С.Рафаэль «Сикстинская мадонна», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», А.Дейнека «Мать», иконы – Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская; Шуберт «Аве Мария», Людмила Зыкина «Рязанские мадонны», «Мамины глаза»
 
План урока:
1.      Вступительное слово. Раскрытие проблемы материнства и его значение в современном мире.
2.      Обзор и беседа по проблеме ценностей отношения человечества к материнству.
3.      Чтение стихов, пословиц и исполнение песен о маме.
Ход урока
 Организационный момент.
Учитель: Наш урок развития речи посвящён Всемирному дню матери, который празднуется в последнее воскресенье ноября. Сегодня на уроке мы рассмотрим, как воплощается образ матери в живописи, музыке, литературе. Итогом урока будет ваше сочинение – выражение ваших чувств и мыслей по отношению к самому близкому человеку на земле – маме. Каждый из вас напишет словесный портрет своей мамы. А чтобы научиться это делать, посмотрим, как это делаю мастера кисти и слова.(Читаю эпиграф) (слайд N1)
Эпиграф
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая» - слово святое,
То трижды священное – женщина-мать!
Л.Рогожников
Учитель:    Хранительницей семейного очага всегда была женщина. Во все времена ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью.
    «Мать» - одно из самых древних слов на Земле. Все люди почитают и любят матерей. Не случайно народная мудрость слово «Мать» поставила рядом с другим великим словом «Родина».
Расул Гамзатов «Мама»                                                          
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем исток всего. Ему конца нет.
Встаньте, я произношу его: мама!
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это искра первая сознанья.
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его: мама!
 
Слайд N2. «Сикстинская мадонна».
Учитель:    Ребята, перед вами картина «Сикстинская мадонна». Это религиозное полотно прямо и открыто обращается к человеку. Она была написана в 1515 году великим художником С.Рафаэлем. Рафаэль изобразил не просто Божественную мать с младенцем, он показал чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери покоряет торжественностью и простотой
Звучит «Аве Мария» в исполнении Робертино Лоретти
Образ Божьей Матери с младенцем на руках воспевался многими художниками. (слайды 3,4,5).
Русский поэт Афанасий Фет посвятил образу девы Марии стихотворение ( читает ученица)
Аве Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей
В тихом предстань
Сновидении ей!
Аве Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
Учитель: В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой культуры.
Звучит Аве Мария Бах и Гуно на фоне музыки идут слайды N 6, 7, 8, 9 (В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская).
Учитель:   Это главные святыни земли Русской. Вглядитесь в священный образ, и вы никогда их не забудете.
Учитель: Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребёнка.
Чтение  стихотворения Якименко У.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
Нет, не богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках.
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках,
Все на свете метится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Об этом создают свои картины художники разных народов.(слайды 10,11,12)
Учитель: (слайд13)    Картина «1918 год в Петрограде» написана русским художником Козьмой Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь.
         Особая тема – женщина –мать и война.(слайды 15-24) Все знают плакат Тоидзе «Родина мать зовёт». В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Родины. Невозможно уйти от прямого открытого взгляда женщины-матери. Жест поднятой вверх руки многим напоминает известный образ Богоматери Органы, молящейся за спасение человечества.
    Проникновенны и картины Герасимова, Шилова и других художников, передающих чувства женщины, провожающей детей на войну, укрывающей их от пуль и снарядов, терпеливо ждущей их домой и не верящей в их гибель.(Слайды на фоне музыки Л.Зыкина «Рязанская Мадонна»)
Учитель:    Так уж устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает осознавать, какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. Вот как выразили свои чувства к маме поэты нашей эпохи.
Стихотворение Расула Гамзатова читает Холниязов Р.
Когда безмерно утомляет путь,
Когда неведомо, что дальше будет,
И ускользает этой жизни суть,
Придите к Маме —
Она рассудит.

Когда уже совсем невмоготу,
Когда смеется над душою леший,
И разум заступает за черту,
Придите к Маме —
Она утешит.

Когда в плену пустяшной маеты,
Когда тоскливый дождь стучит по крыше.
И от людской обидно глухоты,
Придите к Маме —
Она услышит.

Когда мосты сжигаются дотла,
Когда от стужи сердце леденеет,
И не найти желанного тепла,
Придите к Маме —
Она согреет.

Когда напрасно спорите с судьбой,
Когда сомненье веру в счастье губит,
Отбросьте все и став самим собой,
Придите к Маме —
Она вас любит.
 
Вероника Тушнова . читает Волкова Н.
Вот говорят: Россия…
Реченьки да березки…
А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жесткие.
Руки, от стирки сморщенные,
слезами горькими смоченные,
качавшие, пеленавшие,
на победу благословлявшие.
Вижу пальцы твои сведенные,—
все заботы твои счастливые,
все труды твои обыденные,
все потери неисчислимые…
Отдохнуть бы, да нет привычки
на коленях лежать им праздно…
Я куплю тебе рукавички,
хочешь — синие, хочешь — красные?
Не говори «не надо»,—
мол, на что красота старухе?
Я на сердце согреть бы рада
натруженные твои руки.
Как спасенье свое держу их,
волнения не осиля.
Добрые твои руки,
прекрасные твои руки,
матерь моя, Россия!
Сердце матери всегда поймёт поймёт и простит…..даже то,что понять и простить невозможно…Стихотворение Д. Кедрина читает Ахмадуллин Денис.
Дивчину пытает казак у плетня:
- Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!
Дивчина в ответ, заплетая косу:
- Про то мне ворожка гадала в лесу,
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей!
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю!
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Входя на крылечко, споткнулся казак.
И, матери сердце, упав на порог,
Спросило его:"Не ушибся, сынок?"
 
 
            В народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. Давайте, ребята, вспомним пословицы о матери.
1. Птица рада весне, а младенец – матери.
2. Нет милее дружка, чем родима матушка.
3. При солнышке тепло, при матушке добро.
4. В материнском сердце для всех детей ласки хватит.
5. Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.       
Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют… Но для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие. И мамины глаза всегда ласково и строго смотрят на нас… ( слайды с фотографиями матерей учащихся класса) на фоне музыки «Мамины глаза»
Итог урока: Безмерна наша ответственность перед матерями. Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью и лаской относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь свет материнской любви.
А теперь творческое задание: написать сочинение – эссе « Моя мама».
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Эффективность формирования речевых умений и навыков учащихся повысится при условии целенаправленного решения комплекса речевых задач, основанных на восприятии музыкального, художественного, литературного материала и активизации процессов воображения, ассоциативного мышления, памяти, эмоционального состояния пишущего путем реализации межпредметного взаимодействия русского языка, музыки, живописи, поэзии на уроках развития речи.
 
 
ЛИТЕРАТУРА.
1.      Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. - М., 1987.
2.       Лисенкер О.А. Сочинения на языковые темы. // Русский язык в школе, 1994.- N3.
3.       Ломанова Н.Г. Пятиклассники пишут сочинения на различные темы. // Русский язык в школе, 1992.-N2 .
4.       Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения.-М., 1974.
5.       Методика преподавания литературы/Под ред. Богдановой О.Ю.Маранцмана В.Г. Ч.2-я.-М., Просвещение, Владос, 1995.
6.       Мещерякова М.Н. Сочинение: секреты успеха.- М.; Мегатрон, 1998.
7.       Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. -М.,1987.
8.       Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся V-X классов по русскому языку//Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.-М.: Просвещение, 1986.
9.       Обернихиной Т.Н. Обучение написанию сочинений разных жанров. - М., 2000.
10.     Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся: 4-5 кл. – М.,1985.
11.     Разумовская М.М. Уроки русского языка в 5-9 классе.-М.: Просвещение, 2000.
12.     Русова Н.Ю. Как писать сочинения, изложения, диктант. - Н. Новгород, «Деком», 1996.
13.     Система обучения сочинениям в 4-8 кл./Под ред.Ладыженской Т.А. 2-е изд.-М., 1973.
14.     Суворова Е.П. Периоды речевого развития школьников.-СПб., 2000.
15.     Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи.-М., 1984.
16.     Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся - Москва, "Интор" 1998.
 
Школьная жизнь
Образование
Воспитание
   Программы
   Расписание кружков, секций
   План
   Дорожная безопасность
   Профилактика информационной безопасности
   НАРКОПОСТ
   Школьная служба примирения (медиации)
   Совет профилактики
Функциональная грамотность
Цифровая образовательная среда
Повышение качества образования
Профориентация обучающихся
Методическая копилка
Наши достижения
Школьный музей
Школьный театр

Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение Самарской области Санаторная школа - интернат № 3 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Жигулёвск