ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение Самарской области Санаторная школа - интернат № 3 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Жигулёвск

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Структура и органы управления Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Поиск


Методическая разработка урока развития речи по русскому языку "Заочная экскурсия по архитектурным памятникам Самары".

ГООУ санаторная школа-интернат N3 г.о. Жигулёвск
 
 
 
Методическая разработка
урока развития речи по русскому языку
 
«Заочная экскурсия по архитектурным памятникам Самары».
 
 
 
 
 
Учитель русского языка
Ярукова Л.В.
 
 
 
 
2010г
 
         ВВЕДЕНИЕ.
                Развитие устной и письменной речи школьников — одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся, обучение связной речи и развитие ее выразительности — таковы основные задачи, которые решаются в практической работе словесников и теоретических исканиях методистов. Большой вклад в разработку проблемы внесли Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Л.И. Поливанов, В.П. Шереметевский, В.В. Голубков, А.Д. Алферов, М.А. Рыбникова, К.Б. Бархин, Н.М. Соколов, Л.С. Троицкий, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, А.А. Липаев, современные ученые К.В. Мальцева, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, Н.А. Демидова, Л.М. Зельманова, Т.Ф. Курдюмова, Н.И. Кудряшев, М.В. Черкезова и др.
                 Понятие развития речи выступает как в философско-психологическом, так и в научно-методическом значениях. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением ее внутреннего мира. Духовная жизнь человека материализуется не только в его социальной и производственной деятельности, но и в речевых поступках, его языковом поведении, то есть в текстах, им порождаемых. Философско-эстетические подходы во многом помогают осмыслению проблемы формирования речевой и коммуникативной деятельности в совокупности с развитием духовных интересов личности в процессе ее   контакта с произведениями искусства.
              В более узком, научно-методическом значении под развитием речи понимается «специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение речью» (Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М., 1988. — С. 168-169). Естественно, что в средней школе такого рода учебная деятельность осуществляется на основе философского и психологического понимания речи и процесса ее развития с учетом «речевого возраста» (А.К. Маркова), возможностей конкретного предмета и освоения параллельно со школьным обучением богатства родного языка из других жизненных источников. Среди многообразных видов человеческой деятельности философы и психологи выделяют такие виды, как коммуникативная, или деятельность общения, речевая, художественная и раскрывают их взаимные связи, что стимулирует активность   личности, разносторонность ее проявлений. Так, художественное освоение мира представляет собой синтетическое единство четырех основных видов деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и коммуникативной. Характеризуя связь между художественной и коммуникативной деятельностью, М.С. Каган пишет: «...между ними находятся многообразные конкретные действия, в которых коммуникативные устремления человека выступают в виде игры, соединяющейся в самых различных пропорциях с искусством. Эти художественно-игровые формы деятельности наиболее полно и ярко представлены в жизни ребенка. Психологи называют их обычно ролевыми играми, или сюжетными играми, хотя точнее всего бы именовать их художественными играми. И в жизни взрослого человека игровая и некоторые другие формы общения бывают художественно организованными, художественно сконструированными» (Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. – М., 1974. – С. 134).
                    Разработанная психолингвистами модель порождения речевых высказываний включает в себя следующие этапы: а) этап мотивации высказывания; б) этап замысла; в) этап осуществления замысла (реализация плана); г) сопоставление реализации замысла с самим замыслом. Данные этапы соответствуют структуре любого интеллектуального акта (Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 1969).
Осуществляя речевое развитие школьников на занятиях по русскому языку, учителю следует опираться на знание особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Деятельность общения требует такого контакта с другими людьми, при котором субъект видит в них себе равных и потом рассчитывает на обратную связь, на обмен информацией, а не на одностороннее ее осуществление. Общение рассматривается как деятельность практическая, будь то общение физического, психического, материального или духовного уровня. Речевое общение есть один из видов коммуникативной деятельности.
Лингводидактический подход ориентирует учителя и школьников на формирование умений целенаправленно строить речевые произведения, обладающие определенными стилистическими особенностями и значительной действенностью. Такие умения отечественные и зарубежные лингводидакты считают высшими и для их развития и совершенствования предлагают следующие группы упражнений, выполнение которых хорошо согласуется со спецификой русского языка как учебного предмета и способствуют   повышению уровня языковой и литературной креативности школьников. Это:
1. Упражнения по реализации ролевого принципа развития речи.
2. Упражнения с элементами развития продуктивного артистизма речи.
3. Развитие умений художественной критики.
4. Развитие умений эстетического анализа текста.
5. Упражнение на приобщение школьников к герменевтической исследовательской процедуре при работе с текстом, например, создание режиссерских ремарок, упражнения типа «найди отрезки текста, которые надо читать одинаковым голосом» и др.
                    Данная методическая разработка представляет урок- развития речи в 8 классе. Форма - заочная экскурсия по архитектурным памятникам г. Самары. Своего рода ролевая игра, где учащиеся не только ищут материал, готовят компьютерную презентацию, но и выступают в роли экскурсоводов.
 
 
 
 
 
Тема урока: «Заочная экскурсия по архитектурным памятникам города Самары».
Тип урока: развитие связной речи.
Цели урока:
·        Научить строить устное высказывание – описание архитектурного сооружения.
·        Научить пользоваться компьютерной презентацией в процессе построения устного высказывания.
·        Научить внимательно слушать выступающего, давать оценку выступлениям, задавать вопросы.
Оформление урока: мультимедийный проектор, презентации подготовленные учащимися.
Подготовка урока: домашнее задание даётся по группам
1.      Выучить стихотворение наизусть (упр.112 )
2.      Пересказ текста упр.111
3.      Подготовка выступлений с презентацией по архитектурным памятникам г. Самары. Упр.114
Ход урока.
1.        Оргмомент.
2.      Объявление целей урока.
3.      Вступительное слово учителя. Живёт человек на земле. Не так долго живёт. Что же останется после него потомкам? Кто-то оставит после себя научные открытия, кто-то прекрасные стихи или великолепную музыку. А кто-то дома, дворцы, храмы. Зодчими называли на Руси этих мастеров. Великолепные творения оставили они нам в наследство.(Открывается слайд, на котором изображён Собор Василия Блаженного)
4.      Чтение ученицей стихотворения. (упр.112)
5.      Пересказ текста упр. 113 – описание Собора Василия Блаженного.
6.      Заочная экскурсия по архитектурным памятникам г. Самары подготовлена самостоятельно учащимися и представлена ими.
·        Самарская Хоральная Синагога (презентация Синагога)
 
                       Редко кто, проходя по центральной, Ленинградской улице, обращает внимание на запущенное, запыленное здание, возвышающееся над остальными на пересечении с улицей Садовой. И только немногим известно, что громада с шестиконечными переплётами окон это и есть Хоральная синагога, построенная до революции и прославившая город своим архитектурным совершенством. Она стала шедевром мировой архитектуры и включена в 10 лучших синагог мира.
Строительство этого храма напрямую связано с ростом в городе еврейского населения в конце XIX - начале ХХ века. Развивающуюся Самарскую диаспору уже ни количественно, ни качественно не устраивали два имеющихся в городе молитвенных дома. Ходатайство евреев о строительстве новой синагоги было удовлетворено, и в 1903 г. был заложен первый камень большой синагоги на 1000 мест. Строительство её возглавил известный самарский архитектор и инженер Зельман Биньяминович Клейнерман.
Развернувшееся масштабное строительство было тем более удивительно, если принять во внимание политическую ситуацию в стране в то время. В конце XIX - начале ХХ века по Российской империи с нарастающей силой прокатилась волна еврейских погромов. Трагический Кишиневский погром 1908 года, рядом, в Саратове, были хулиганские выходки на спектакле "Евреи" по пьесе Евг. Чирикова. А в это время в Самаре, праздновавшей свое 300-летие, в роскошном юбилейном альбоме глава города П.В.Алабин писал о еврейских ремесленниках и торговцах как о "людях сообразительных, трудолюбивых, которых надо всячески привлекать". Образованный человек, либеральный деятель, Алабин отнюдь не был поражен "вирусом любви" к евреям, он просто заботился о благе города и края, и поэтому решительно предоставлял "право на жительство" евреям, которые были полезны стремительно развивающейся Самаре.
Открытие и освящение синагоги состоялось 31 августа 1908 г. при громадном стечении публики, и стало настоящим праздником для города. На торжестве присутствовали вице-губернатор Белецкий, городской глава Месняков, члены губернского правления, городской управы и городской думы. После освящения синагоги в нее были доставлены 12 свитков Торы, которые были помещены в искусно выполненный Арон Кодеш. А на фронтоне здания появилась памятная доска, увековечившая имена тех, кому евреи Самары были обязаны открытием синагоги. Не только З.Клейерман и его помощник, студент института Путей Сообщения Р.Маргулис значились на ней, но и те, кто финансировал строительство. Знаменательно, что финансовую поддержку строительству оказали не только состоятельные евреи, но и русские купцы и ремесленники, что свидетельствовало о благоприятном национальном климате в городе. По свидетельству присутствующих и прессы, Самара украсилась еще одним зданием, выдающимся по изяществу архитектурного замысла, и самарская еврейская диаспора, по справедливости, может гордиться красотою своего храма, лучшего по всему Поволжью.
Печально, но сегодня уже немного осталось самарчан, которые могли бы рассказать, какой была синагога изнутри, когда она еще действовала. Но у побывавших в ней, осталось впечатление грандиозности и величественности самого здания и его интерьера, запомнились ажурные окна, сверкающий 4-х угольный купол здания, увенчанный звездой Давида, широкие крапчатые марши лестниц, шестиугольные колонны, поддерживающие боковые галереи, причудливый орнамент стен, великолепный Арон Кодеш со священными свитками Торы, балкон для хоров и гигантская хрустальная люстра...
Революция 1917 г., объявившая религию "опиумом для народа", обрушила свой "праведный" гнев на носителей религии: храмы и священнослужителей. Могла ли устоять еврейская синагога? К счастью, она не была разрушена, но была национализирована. В конце 20-х г.г. прошлого века газеты пестрели призывами рабочих активистов всех национальностей закрывать храмы, передавая их под клубы, школы, другие учреждения. Вот так в 1929 году перестала действовать одна из крупнейших синагог в Поволжье. Там разместили Дом Культуры им.Коминтерна, а затем в начале 30-х годов синагогу реконструировали под хлебозавод. Возвели перекрытия, установили каркасы и пять печей... А те люди, которые отдали много сил и средств на постройку здания, стали буржуазией и классовыми врагами.
Спустя много десятилетий, с приходом перестройки и возрождением еврейской общинной жизни в начале 90-х годов прошлого века, у самарских евреев появилась надежда на то, что Хоральная синагога обретет вторую жизнь. Власти пошли навстречу, и, после многочисленных обращений лидеров самарской еврейской диаспоры, в конце 1994 года, решением предыдущего Губернатора нашей области К.А.Титова, здание было возвращено еврейской общине.
Но, как это ни печально, по многим причинам, но, прежде всего, из-за отсутствия единства и взаимопонимания между еврейскими организациями Самары, восстановление Хоральной синагоги, обезображенной за годы советской власти, так и не началось, и она вплоть до сегодняшних дней продолжает разрушаться.
Здесь все дышит стариной, но не ухоженной музейными работниками, а запахами тлена и разрушения. Ржавый замок, разбитые стекла. Несмотря на то, что здание Самарской Хоральной синагоги признано архитектурным памятником Федерального значения, ветшают и рассыпаются его стены, вдоль и поперек изрисованные свастикой и похабными словами. Зияют окна своими пустыми глазницами, как вечный укор нам, самарским евреям, которые никак не найдут в себе сил и мужества задуматься о возвращении к жизни старой синагоги.
·        Католический Костёл (презентация Католический Костёл в Самаре)
Храм Пресвятого Сердца Иисуса — католический храм в Самаре на улице Фрунзе, дом 157. В связи с тем, что строительство храма было осуществлено польской общиной известен также, как Польский костёл. Приход Пресвятого Сердца Иисуса административно принадлежит Среднеповолжскому деканату Епархии Святого Климента с центром в Саратове. Окормляется салезианцами. В приходе проводится катехизация, организуется салезианский Ораторий для подростков, регулярно проводятся экуменические встречи «Тезе», существует библейский кружок, католическая библиотека, выпускается приходская газета. Помещение храма нередко используется для проведения концертов духовной и классической музыки, открыто для экскурсий и индивидуального посещения. В начале 1890-х годов самарская католическая община, состоявшая, главным образом, из поляков, собрала средства для покупки участка земли и построила на нём деревянную церковь. В 1902 году началось возведение каменного здания по проекту московского архитектора Фомы Богдановича. Строительство продолжалось по 1906 год и обошлось примерно в 80 тысяч рублей. Строительство вели нижегородские каменщики под руководством Александра Щербачёва.[1]
В построенном на Саратовской улице костёле в настоящее время устилается плитками пол и доканчивается внутреннее устройство. Великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей, уже установлен. В начале февраля костел будет совершенно окончен и 12 февраля предполагается его освящение
— новость в газете «Голос Самары» от 25 января 1906 года
Освящение церкви состоялось 12 февраля 1906 года. Храм действовал до 20-х годов XX века. В 30-х годах храм был закрыт и разграблен, в 1941 году в нём разместился Самарский краеведческий музей. В 1991 году здание было передано католической общине. К 1996 году храм был отреставрирован и повторно освящен в честь праздника Пресвятого Сердца Иисуса.
31 мая 2000 года на шпили храма были водружены кресты.
Храм является неоготической псевдобазиликой. Храм имеет форму креста, с поперечным трансептом, в три нефа. Фасад украшен пинаклями. Высота башен — 47-метров. В первоначальном виде храм был богато украшен, внутри до 1913 года располагался орган. В настоящее время в алтаре находится фреска — копия картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста»
·        Кафедральный Собор (презентация Кафедральный Собор)
Еще на плане губернского города Самара 1853 года в самой высокой его точке была выделена обширная площадь под стротельство кафедрально собора, однако, жизнь города, недавно ставшего губернским, требовала больших затрат. На строительство храма средств не хватало, поэтому этот вопрос все время откладывался.
Стоявший во главе епархии Преосвященный Самарский Епископ Герасим (Добросердов) не переставал призывать власти к строительству собора. Последнее из его хадатайств было написано в адрес губернатора 4 апреля 1866 года. По стечению обстоятельств, в этот же день произошло покушение на императора Александра II. Городским Обществом было единогласно принято решение ознаменовать спасение Государя постройкой собора во имя Христа Спасителя с приделами в честь Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского и в честь чтимых церковью Святых, 4 апреля. 9 апреля было получено соизволение от императора, после чего начался сбор средств на постройку храма. Торжественная закладка храма состоялась 25 мая 1869 года. По некоторым данным, во время своего визита в Самару в 1871 году, Александр II лично заложил камень в строящийся собор. Храм был окончен и 28-30 августа 1894 года освящен. В общей сложности строительство длилось 25! лет, пережило Александра II и главного попечителя А.Н. Шихобалова. На возведение собора было потрачено полтора миллиона рублей, большая часть из которых перечислялась из городской казны. Существовало два варианта отделки интерьеров храма, спроектированных Жибером. Поскольку оба варианты требовали больших средств, окончательный вариант был исполнен по эскизам А.А. Щербачева, руководствовавшегося работами Жибера.
                   После революции площадь была переименована из Соборной в Коммунальную, а собор был закрыт. 2 января 1930 года пленум президиума Самарского горсовета постановил: "Кафедральный собор передать Союзу строительных рабочих для переоборудования под Дом культуры Союза строителей". Группу, работающую над эскизным проектом реконструкции возглавил сын А.А. Щербачева Петр Александрович Щербачев. В марте 1930 года Москва отклонила проект реконструкции под ДК. Несмотря на все попытки П.А. Щербачева убедить власти в целесообразности переоборудования здания, горисполком принял решение: "Учитывая, что приспособление здания бывшего кафедрального собора под культурные постройки требует огромных средств и что даже при больших затратах невозможно переоборудовать это здание под культурное учреждение, отвечающее всем требованиям, и исходя из необходимости быстрого форсирования строительства нового Дома культуры, Президиум Горсовета постановил:
1. Здание бывшего кафедрального собора разобрать.
2. На месте бывшего собора приступить к строительству нового Дома культуры.
3. Объявить конкурс на составление проекта нового Дома культуры".
                      Разбор собора продолжался около четырех лет. Последней, весной 1935 года, взрывали колокольню. По рассказам одного из очевидцев: «Им осталось взорвать гигантскую четырехярусную колокольню. Ночной взрыз был ужасен. Яркая-вспышка света, и эта громадина как ракета устремилась в ночное небо. Она взлетела примерно на 20 метров и кусками рассыпалась по соборным садикам.»
                    Конкурсных проектов на постройку Дворца культуры было как минимум шесть. Лучшим был признан проект Н.А. Троцкого и Н.Д. Каценеленбогена. Судя по всему, проект со временем дорабатывался, поскольку постройка отличается от конкурсного проекта авторов. Строительство Дворца культуры закончилось в 1938 году. Таким образом, в 1938 году площадь Куйбышева приобрела нынешний вид. Вместо кафедрального собора в византийском стиле на площади расположился Дворец культуры имени В.В. Куйбышева - яркий пример советского неоклассицизма. Площадка перед зданием стала местом проведения многих мероприятий, парадов, празднеств. На этой площади 7 нояьря 1941 года Ворошилов принимал военный парад. Параллельно со строительством здания скульптор М.Г. Манизер создал памятник В.В. Куйбышеву, официальное открытие которого состоялось 5 ноября 1938 года.
                         Сегодня Дворец культуры реконструируется. К сожалению, больше не существует тех интерьеров, в которых впервые была исполнена 7-я симфония Д.Д, Шостаковича.
А
самая большая площадь Европы под угрозой очередной реконструкции. Сформировавшемуся за 70 с лишним лет облику площади грозит уничтожение. Самарская епархия при поддержке городских властей выступает за воссоздание собора на площади Куйбышева.По мнению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, возрождение собора повлечет за собой обновление не только площади, но и всего исторического центра Самары. В прошлом году Владыкой было отправлено письмо в адрес губернатора с просьбой рассмотреть этот вопрос.
·        Дом Клотта (презентация MicrosoftPowerPoint)
                              Одним из архитектурных памятников Самары конца XIX века является дом инженера Клодта. Построен он в 1989 году по проекту самарского архитектора А.А. Щербачева Сочетание разнородных форм и архитектурных элементов разных эпох, богатая отделка, гармония внешнего и внутреннего оформления по праву вводят его в число самых красивых зданий нашего города. Дому соответствует немецкая фамилия заказчика - здесь жила семья самарского купца 2-й гильдии Ивана Андреевича Клодта. После Октябрьской революции особняк отвели под жилье: в середине 1920-х годов 1-й этаж был поделен на коммунальные квартиры, антресоли целиком заняла семья инженера строителя. Старожилы города помнят солдат, стоявших на ступенях у входа и охранявших в годы Великой Отечественной войны резиденцию афганского консула. Но достоверных сведений об этом нет. После войны и до середины 1980-х годов в здании были ясли-сад, затем детская художественная школа. В 1991 году особняк был передан "Детской картинной галерее". Реставрация велась в течение 5 лет. Неимоверными  усилиями памятник архитектуры конца XIX века был полностью отреставрирован. Сегодня парадные и жилые комнаты старинного особняка превратились в музейные залы. Картины детей органично вписались в торжественные  и, вместе с тем, изящные и уютные интерьеры. В "Детской картинной галерее" собирают и хранят разные предметы старины - олицетворение ушедшей навсегда эпохи, жизненного уклада людей, живших здесь более 100 лет назад.
Заключительное слово учителя: Я хочу познакомить вас ещё с несколькими архитектурными сооружениями, заслуживающими внимания (презентация архитектура Самары). Это лишь некоторые памятники архитектуры, которыми богата Самара. О других зданиях, сооружениях, памятниках вы можете прочитать в книге «Самара», которая есть в нашей библиотеке.
Домашнее задание: работа над проектом «Архитектурные памятники нашего побережья».
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
                        Из многообразных форм творческой деятельности учащихся, способствующих развитию речи, можно выделить подготовку докладов и сообщений на различные темы. В процессе этой работы формируются и закрепляются как трудовые навыки, так и специальные речевые умения. Но необходимо скучный доклад превратить в увлекательное путешествие или экскурсию, чтобы отношение учеников к его подготовке и представлению стало творческим. При этом устные выступления, рассчитанные на массовую аудиторию, носят все более творческий характер, приобретают художественность.
Под художественностью следует понимать образность и эмоциональность устной речи, усиленные обращением к образности и выразительности средств искусства, содействующих возникновению гармонического совершенства содержания и формы проводимого мероприятия: к этим факторам следует добавить и взволнованную самоотдачу оратора, его обаяние, способность, находясь все время, по выражению К.С. Станиславского, в состоянии «публичного одиночества», думать, размышлять, сопоставлять, убеждать. Обращение к элементам художественности помогает установлению и упрочению контакта между выступающим и аудиторией. Подчеркивая неисчерпаемость тематики и жанрового своеобразия творческих работ, приближенных к реальным задачам, связанным с формированием мировоззрения, художественного вкуса учащихся, выявлением эмоционально-оценочных суждений, предлагаю в качестве примерных рекомендаций обратиться к еще редко практикуемым в школе жанрам, как репортаж (теле-, радио- и газетный), рассказ бывалого человека, ораторское выступление, публицистическая статья, письмо к другу, картинка с места события, оценка. Предлагаемая система работы, помимо решения чисто образовательных задач, будет способствовать формированию и развитию наблюдательности, фантазии, поможет обнаружить и развить заложенные в каждом человеке художественные задатки, приблизит литературно-художественное образование и воспитание к практике межличностного общения.
 
 
 
Литература.
1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. Русский язык. Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
2. Барышева Т.А. Диагности эстетического развития личности.-СПб, 1999.
3. Вырыпаева, Л.С. Сочинение сказки – один из приемов развития речи // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - N 11.
4. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1999.
5. Иванова С.Ф. Межпредметные связи в методики преподавания русского языка.
6. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М., 1997.
7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн.для учителя.-М.: Просвещение, 1994.
8. Кохтеев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. - М., Школа Пресс, 1994.
Школьная жизнь
Образование
Воспитание
   Программы
   Расписание кружков, секций
   План
   Дорожная безопасность
   Профилактика информационной безопасности
   НАРКОПОСТ
   Школьная служба примирения (медиации)
   Совет профилактики
   Штаб воспитательной работы
Функциональная грамотность
Цифровая образовательная среда
Повышение качества образования
Профориентация обучающихся
Методическая копилка
Наши достижения
Школьный музей
Школьный театр

Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение Самарской области Санаторная школа - интернат № 3 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Жигулёвск