Аннотация
Методическая разработка рекомендуется учителям начальной школы при проведении урока по теме: «Буква, которая сама не разговаривает, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются» ( Вместе с ней согласные читаются легко)
Урок проведенный в форме игры лучше позволяет детям понять значимость этой буквы, ее роли, как в чтении, так и в письме.
Это поможет многим учителям решить проблему при изучении мягкого знака, научить учеников правильно писать слова с мягким знаком в конце слов, в середине слов, понять его значение: как показателя мягкости согласных, так и роли разделительного мягкого знака.
Урок по письму в 1 классе.
План урока.
Тема программы: « Изучение написания букв и слов с ними»
Тема урока: « Написание мягкого знака. Слова с мягким знаком в середине и в конце слов»
Тип урока: « Урок изучения нового учебного материала, урок по первоначальному формированию умений и навыков».
Вид урока: « Смешанный»
Цель методическая:
« Индивидуализация и личностно – ориентированный подход на уроках в начальной школе, применение новых технологий».
Цели образования:
1. Научить учеников правильно писать мягкий знак, слова с мягким знаком в конце слов и в середине слов.
2. Добиться осознания того, что мягкий знак не обозначает звука.
3. Развивать фонематический слух, память, внимание учащихся, мышление.
Материально – техническое обеспечение урока:
1. Учебник « Русская азбука»
2. Прописи.
3. Рабочие тетради для письма.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Связь с уроками физкультуры, чтения.
Основная часть урока.
1. Сообщение темы и цели урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с особенной буквой алфавита.
А вот какой? попробуйте догадаться сами.
- Буква Р перевернулась-
Новой буквой обернулась.
- Догадались какой?
«Ь» знаком.
- Сегодня мы научимся ее писать, а также слова с этой буквой.
Но урок наш будет необычным, так же как и сама буква.
К нам сегодня на урок придет господин « Буквоед», который поведет нас в сказку, проведет с нами игру – загадку.
А отгадки – будут новыми знаниями, которыми мы должны овладеть, которые научат нас правильно писать слова с этой буквой.
- Вот какую сказку приготовил для вас Буквоед:
Учитель читает сказку:
« Жили в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости. Буквы жили не тужили, потому что все дружили. И жила среди них буква, похожая на половинку буквы Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
- Что ты за буква? – возмущались они.
Вот это буква Ь. (показываю ее классу, она называется « мягкий знак».
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не разговаривал, - жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко. Как – то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это за слова. Но они зашифрованы загадкой.
Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога. (Гвоздь)
Стали буквы составлять слово «гвоздь»
ГВОЗД – получается.
- Что –то у нас не получается! – говорили буквы. Звук (Д) в слове гвоздь мягкий, а у нас твердый. «И» говорит : « Встану я и обозначу мягкость Д», и быстро пристроилась в конце.
-Что получилось? (Гвозди)
- Лучше я встану, сказала Я.
(Гвоздя)
- У нас опять ничего не получилось, ведь ты обозначаешь звук (А), сказали буквы.
Что же делать?
-Ребята, подскажите?! ( Надо поставить Ь!)
- Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.
Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.
- Что получилось? (ГВОЗДЬ)
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак.
Буквы предлагают всем ребятам отгадать другие загадки и самостоятельно написать отгадки.
Кто приходит,
Кто уходит –
Все ее за ручку водят. (Дверь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.(Лось)
Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)
Мягкий знак дружит с разными буквами после того случая с гвоздями.
- Ребята, что вы интересного узнали из сказки «Буквоеда» про мягкий знак?
( Мягкий знак – звука не обозначает, что он дружит со всеми буквами)
2. Работа в тетрадях:
- написание мягкого знака
- написание мягкого знака для соединений с буквами
3. А сейчас « Буквоед» расскажет нам о других особенностях Ь знака.
- Ребята, помогите мне написать слова, которые бы обозначали не много предметов, а один.
Например: Гуси – гусь, голуби – голубь, звери – зверь, кони – конь, лебеди – лебедь, медведи – медведь.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест.
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится,
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
- Второе волшебное свойство Ь знака- вносить новый смысл в слово.
Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руки поднимай! ( Ь знак)
- Мягкий знак – хитрый знак,
НЕ сказать его никак
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
В тетрадях пишем пары слов:
(Шест – шесть, мел – мель, угол – уголь, ест – есть, банка – банька).
На доске написано стихотворение:
Целый день лежит тюлень
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья?
Учитель: Обратите внимание на то, что за буквы являются соседями мягкого знака?
-Вывод: Мягкий знак отделяет согласный от гласного.
Перед Е Ё И ЮЯ
Я в корнях стою друзья.
Записываем у доски и в тетрадях слова с Ь мягким знаком в корнях слов: Вьюга, семья, друзья, воробьи, соловьи.
- Произнесите попробуйте эти слова без «Ь» знака.
- А что вы слышите после «Ь» знака?
Вывод: После « Ь» знака Е Ё Ю Я – обозначают два звука.
4. Физкультминутка.
5. Лингвистическое задание:
(Фразу заменить одним словом с «ь» знаком )
- приспособление для сидения (скамья)
- то, без чего птица не полети ( крылья)
- верхняя женская одежда ( платье)
- заросли высокой травы в огороде ( бурьян)
- чистый отвар из мяса ( бульон)
Слова: Скамья, крылья, платье, бурьян, бульон – записываем в тетрадь.
- В каких словах «Ь» знак – разделительный, а в каких - показатель мягкости
6. Закрепление:
- На доске записаны слова: Вьюга, осень, конь, семья, жилье, листья, ручьи, тетрадь, моль, день.
В один столбик записать слова, «ь» знак – показатель мягкости, а в другой столбик слова, где «ь» знак – разделительный знак.
7. Подведение итогов урока:
- Чему мы научились на этом уроке?
- Что нового ,интересного узнали про особенную букву?
Когда «ь» знак выполняет роль мягкости согласных?
Когда «ь» знак выполняет роль разделительного знака.Перед какими гласными буквами пишется «Ь» разделительный знак? (Е Ё И Ю Я).Хотите ли вы еще, чтобы к вам на урок пришел « Буквоед» со своими играми и загадками?
Заключение
Урок, проведенный в такой форме, позволяет лучше ученикам усвоить материал. Они осознанно начинают понимать роль «ь» знака в словах.
Игровая форма четко дает представление о назначении «Ь» знака, где он играет роль – показателя мягкости, а где выполняет роль разделительного мягкого знака. Игра позволяет легко выполнять любое задание ученикам. Например: «Спрячь ь –знак в середину слова» , они с удовольствием это делают, демонстрируя свое умение.( День – деньки, пень – пеньки, конь – коньки, уголь – угольки).
На следующих уроках по этой теме ученики охотно играют в игру « Хоккей». Учащиеся делятся на две команды, по краям доски, справа и слева, хоккейные ворота. Перед каждыми воротами большая шайба. На левой шайбе написано «мягкий знак в конце», на правой – «мягкий знак в середине». Задача игроков – забросить как можно больше шайб в ворота противника, т. е. записать на доске слова с мягким знаком в середине или в конце. По сигналу судьи (учителя) матч начинается, члены команд, которые хотят забить шайбу, т. е. записать слово, выходят к доске по указанию капитанов команд. Игра продолжается 5 - 7 минут в начале урока или в конце. Хорошо проходит игра « Эстафета» на уроках закрепления по этой теме. Класс делится на две команды: команды получают листок с заданиями по числу учащихся. Каждый игрок пишет по одному слову с «ь» знаком в конце или в середине слова и передает сидящему сзади. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.
Список используемой литературы:
1. « Поурочные разработки по обучению грамоте». Авторы: О.Е.Жиренко, Л.А. Обухова М.Просвещение 2004г.
2. « Занимательное азбуковедение» В.Волина М.Просвещение 1991г.
3. « Конкурс грамотеев» Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин М. Просвещение 1995г
4. « Превращение слов» А. В. Полякова М. Просвещение 1991г.
5. Журнал «Воспитание школьников» N5 2009г.
ГООУ санаторная школа – интернат N 3
Методическая разработка по письму в 1 классе
по теме: «Написание мягкого знака, мягкий знак в конце и в середине слов».
Для учителей начальных классов.
Учитель: Дикушина Галина Борисовна
Г.О.Жигулевск 2011 г.
С 11.04.11г. по 16.04.11г. в школе – интернате N3 прошла неделя « Чтения».
Проводила неделю учитель начальных классов Дикушина Г.Б.
План проведения недели:
Понедельник 11.04.11г.
« По дорогам сказок» ( для учеников 1-2 классов)
Вторник 12.04.11г.
« Литературная игра Что? Где? Когда?»( по сказкам А.С. Пушкина для 1-2-3- классов)
Среда 13.04.11г.
« Кто хочет стать знатоком литературы?» (3- 4 классы)
Четверг 14.04.11г.
« В мире занимательной фразеологии » ( 3-4 классы)
Во всех мероприятиях ученики начальных классов принимали активное участие.
Но среди активных учеников были как всегда лучшие.
Так в понедельник в игре « По дорогам сказок» лучшими были ученики 2 класса:
Тормосова Кристина
Дирксен Дмитрий
Колачева Любовь
Ученики 1 класса:
Усольцев Дмитрий
Галаева Алина
Во вторник в литературной игре « Что? Где? Когда?» по сказкам А. С. Пушкина
Победили ученики 3 класса:
Киселев Михаил
Жданов Артем
Мингалимов Руслан
Среда:
За активное участие и правильные ответы в игре « Кто хочет стать знатоком литературы?» были награждены:
Ученица 3 класса:
Васина Аня
Ученица 4 класса:
Карпова Татьяна
Четверг:
В игре « В мире занимательной фразеологии» (3 – 4 классы)
Ученики узнали, как возникают фразеологизмы. Вспомнили в каких случаях можно употреблять те или другие фразеологизмы. Узнали о многих новых фразеологизмах. Лучшие знания по этой теме продемонстрировали ученик
3 класса Мингалимов Руслан и ученица 4 класса Жиркина Елизавета.
|