Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих
     

ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение Самарской области Санаторная школа - интернат № 3 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Жигулёвск

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Структура и органы управления Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты и требования
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Организация питания в образовательной организации
Стипендии и меры поддержки обучающихся
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
Доступная среда
Международное сотрудничество

Поиск


Урок письма

Аннотация
 
 
Методическая разработка рекомендуется учителям начальной школы при проведении урока по теме: «Буква, которая сама не разговаривает, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются» ( Вместе с ней согласные читаются легко)
Урок проведенный в форме игры лучше позволяет детям понять значимость этой буквы, ее роли, как в чтении, так и в письме.
Это поможет многим учителям решить проблему при изучении мягкого знака, научить учеников правильно писать слова с мягким знаком в конце слов, в середине слов, понять его значение: как показателя мягкости согласных, так и роли разделительного мягкого знака.
 
 
 
 
 
Урок по письму в 1 классе.
 
 
План урока.
 
 
Тема программы: « Изучение написания букв и слов с ними»
 
 
Тема урока: « Написание мягкого знака. Слова с мягким знаком в середине и в конце слов»
 
Тип урока: « Урок изучения нового учебного материала, урок по первоначальному формированию умений и навыков».
 
 
Вид урока: « Смешанный»
 
 
Цель методическая:
« Индивидуализация и личностно – ориентированный подход на уроках в начальной школе, применение новых технологий».
 
Цели образования:
 
1.     Научить учеников правильно писать мягкий знак, слова с мягким знаком в конце слов и в середине слов.
2.     Добиться осознания того, что мягкий знак не обозначает звука.
3.     Развивать фонематический слух, память, внимание учащихся, мышление.
 
 
Материально – техническое обеспечение урока:
1.     Учебник « Русская азбука»
2.     Прописи.
3.     Рабочие тетради для письма.
 
 
 
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Связь с уроками физкультуры, чтения.
 
 
 
Основная часть урока.
 
1.     Сообщение темы и цели урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с особенной буквой алфавита.
А вот какой? попробуйте догадаться сами.
- Буква Р перевернулась-
Новой буквой обернулась.
- Догадались какой?
«Ь» знаком.
- Сегодня мы научимся ее писать, а также слова с этой буквой.
Но урок наш будет необычным, так же как и сама буква.
К нам сегодня на урок придет господин « Буквоед», который поведет нас в сказку, проведет с нами игру – загадку.
А отгадки – будут новыми знаниями, которыми мы должны овладеть, которые научат нас правильно писать слова с этой буквой.
 - Вот какую сказку приготовил для вас Буквоед:
Учитель читает сказку:
« Жили в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости. Буквы жили не тужили, потому что все дружили. И жила среди них буква, похожая на половинку буквы Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
- Что ты за буква? – возмущались они.
Вот это буква Ь. (показываю ее классу, она называется « мягкий знак».
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не разговаривал, - жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко. Как – то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это за слова. Но они зашифрованы загадкой.
Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога. (Гвоздь)
Стали буквы составлять слово «гвоздь»
ГВОЗД – получается.
- Что –то у нас не получается! – говорили буквы. Звук (Д) в слове гвоздь мягкий, а у нас твердый. «И» говорит : « Встану я и обозначу мягкость Д», и быстро пристроилась в конце.
-Что получилось? (Гвозди)
- Лучше я встану, сказала Я.
(Гвоздя)
- У нас опять ничего не получилось, ведь ты обозначаешь звук (А), сказали буквы.
Что же делать?
-Ребята, подскажите?! ( Надо поставить Ь!)
- Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.
Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.
- Что получилось? (ГВОЗДЬ)
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак.
Буквы предлагают всем ребятам отгадать другие загадки и самостоятельно написать отгадки.
Кто приходит,
Кто уходит –
Все ее за ручку водят. (Дверь)
 
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.(Лось)
 
Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)
Мягкий знак дружит с разными буквами после того случая с гвоздями.
- Ребята, что вы интересного узнали из сказки «Буквоеда» про мягкий знак?
( Мягкий знак – звука не обозначает, что он дружит со всеми буквами)
2.     Работа в тетрадях:
- написание мягкого знака
- написание мягкого знака для соединений с буквами
3. А сейчас « Буквоед» расскажет нам о других особенностях Ь знака.
- Ребята, помогите мне написать слова, которые бы обозначали не много предметов, а один.
Например: Гуси – гусь, голуби – голубь, звери – зверь, кони – конь, лебеди – лебедь, медведи – медведь.
 
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест.
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится,
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
 
- Второе волшебное свойство Ь знака- вносить новый смысл в слово.
Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руки поднимай! ( Ь знак)
 
- Мягкий знак – хитрый знак,
НЕ сказать его никак
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?   
Это сделал мягкий знак.
 
В тетрадях пишем пары слов:
(Шест – шесть, мел – мель, угол – уголь, ест – есть, банка – банька).
На доске написано стихотворение:
Целый день лежит тюлень
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья?
Учитель: Обратите внимание на то, что за буквы являются соседями мягкого знака?
-Вывод: Мягкий знак отделяет согласный от гласного.
Перед Е Ё И ЮЯ
Я в корнях стою друзья.
Записываем у доски и в тетрадях слова с Ь мягким знаком в корнях слов: Вьюга, семья, друзья, воробьи, соловьи.
- Произнесите попробуйте эти слова без «Ь» знака.
- А что вы слышите после «Ь» знака?
Вывод: После « Ь» знака Е Ё Ю Я – обозначают два звука.
 
4.     Физкультминутка.
5.     Лингвистическое задание:
(Фразу заменить одним словом с «ь» знаком )
- приспособление для сидения (скамья)
- то, без чего птица не полети ( крылья)
- верхняя женская одежда ( платье)
- заросли высокой травы в огороде ( бурьян)
- чистый отвар из мяса ( бульон)
Слова: Скамья, крылья, платье, бурьян, бульон – записываем в тетрадь.
- В каких словах «Ь» знак – разделительный, а в каких - показатель мягкости
6. Закрепление:
- На доске записаны слова: Вьюга, осень, конь, семья, жилье, листья, ручьи, тетрадь, моль, день.
В один столбик записать слова, «ь» знак – показатель мягкости, а в другой столбик слова, где «ь» знак – разделительный знак.
7. Подведение итогов урока:
- Чему мы научились на этом уроке?
- Что нового ,интересного узнали про особенную букву?
Когда «ь» знак выполняет роль мягкости согласных?
Когда «ь» знак выполняет роль разделительного знака.Перед какими гласными буквами пишется «Ь» разделительный знак? (Е Ё И Ю Я).Хотите ли вы еще, чтобы к вам на урок пришел « Буквоед» со своими играми и загадками?
 
Заключение
 
 
 
Урок, проведенный в такой форме, позволяет лучше ученикам усвоить материал. Они осознанно начинают понимать роль «ь» знака в словах.
Игровая форма четко дает представление о назначении «Ь» знака, где он играет роль – показателя мягкости, а где выполняет роль разделительного мягкого знака. Игра позволяет легко выполнять любое задание ученикам. Например: «Спрячь ь –знак в середину слова» , они с удовольствием это делают, демонстрируя свое умение.( День – деньки, пень – пеньки, конь – коньки, уголь – угольки).
 На следующих уроках по этой теме ученики охотно играют в игру « Хоккей». Учащиеся делятся на две команды, по краям доски, справа и слева, хоккейные ворота. Перед каждыми воротами большая шайба. На левой шайбе написано «мягкий знак в конце», на правой – «мягкий знак в середине». Задача игроков – забросить как можно больше шайб в ворота противника, т. е. записать на доске слова с мягким знаком в середине или в конце. По сигналу судьи (учителя) матч начинается, члены команд, которые хотят забить шайбу, т. е. записать слово, выходят к доске по указанию капитанов команд. Игра продолжается 5 - 7 минут в начале урока или в конце. Хорошо проходит игра « Эстафета» на уроках закрепления по этой теме. Класс делится на две команды: команды получают листок с заданиями по числу учащихся. Каждый игрок пишет по одному слову с «ь» знаком в конце или в середине слова и передает сидящему сзади. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.
 
 
Список используемой литературы:
 
1.     « Поурочные разработки по обучению грамоте». Авторы: О.Е.Жиренко, Л.А. Обухова М.Просвещение 2004г.
2.     « Занимательное азбуковедение» В.Волина М.Просвещение 1991г.
3.     « Конкурс грамотеев» Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин М. Просвещение 1995г
4.     « Превращение слов» А. В. Полякова М. Просвещение 1991г.
5.     Журнал «Воспитание школьников» N5 2009г.
 
 
 
ГООУ санаторная школа – интернат N 3
 
 
  
 
Методическая разработка по письму в 1 классе
по теме: «Написание мягкого знака, мягкий знак в конце и в середине слов».
Для учителей начальных классов.
 
 
 
 
 
 
Учитель: Дикушина Галина Борисовна
 
 
 
 
 
Г.О.Жигулевск 2011 г.
 
С 11.04.11г. по 16.04.11г. в школе – интернате N3 прошла неделя « Чтения».
Проводила неделю учитель начальных классов Дикушина Г.Б.
План проведения недели:
Понедельник 11.04.11г.
« По дорогам сказок» ( для учеников 1-2 классов)
 
Вторник 12.04.11г.
« Литературная игра Что? Где? Когда?»( по сказкам А.С. Пушкина для 1-2-3- классов)
 
Среда 13.04.11г.
« Кто хочет стать знатоком литературы?» (3- 4 классы)
 
Четверг 14.04.11г.
« В мире занимательной фразеологии » ( 3-4 классы)
Во всех мероприятиях ученики начальных классов принимали активное участие.
Но среди активных учеников были как всегда лучшие.
Так в понедельник в игре « По дорогам сказок» лучшими были ученики 2 класса:
Тормосова Кристина
Дирксен Дмитрий
Колачева Любовь
Ученики 1 класса:
Усольцев Дмитрий
Галаева Алина
 
Во вторник в литературной игре « Что? Где? Когда?» по сказкам А. С. Пушкина
Победили ученики 3 класса:
Киселев Михаил
Жданов Артем
Мингалимов Руслан
 
Среда:
За активное участие и правильные ответы в игре « Кто хочет стать знатоком литературы?» были награждены:
Ученица 3 класса:
Васина Аня
Ученица 4 класса:
Карпова Татьяна
 
Четверг:
В игре « В мире занимательной фразеологии» (3 – 4 классы)
Ученики узнали, как возникают фразеологизмы. Вспомнили в каких случаях можно употреблять те или другие фразеологизмы. Узнали о многих новых фразеологизмах. Лучшие знания по этой теме продемонстрировали ученик
3 класса Мингалимов Руслан и ученица 4 класса Жиркина Елизавета.
Школьная жизнь
Образование
Воспитание
   Программы
   Расписание кружков, секций
   План
   Дорожная безопасность
   Профилактика информационной безопасности
   НАРКОПОСТ
   Школьная служба примирения (медиации)
   Совет профилактики
Функциональная грамотность
Цифровая образовательная среда
Повышение качества образования
Профориентация обучающихся
Методическая копилка
Наши достижения
Школьный музей
Школьный театр

Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение Самарской области Санаторная школа - интернат № 3 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Жигулёвск