Урок по окружающему миру в 1 классе
План урока.
Тема программы: « Где? и Когда?»
Тема урока: « Где зимуют птицы?»
Тип урока: « Урок изучения нового материала, урок по формированию первоначальных умений и навыков»
Вид урока: « Смешанный»
Цель методическая: « Индивидуализация и личностно – ориентированный подход в начальной школе, применение новых технологий»
Цели образования:
1. Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных;
2. Воспитывать заботливое отношение к ним.
Оборудование урока:
1. Учебник для 1 класса « Мир вокруг нас» А.А. Плешаков.
2. Слайдовая презентация « Зимующие и перелетные птицы»
3. Тетради учеников.
Основная часть урока
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Рассказываю детям содержание рассказа Ю. Дмитриева « Какие птицы бывают»
- … Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все таки их очень много – около 9 тысяч видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть « вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы бывают тоже очень разные…
- И так , сегодня мы поговорим о птицах, узнаем много интересного о наших пернатых друзьях.
2. Слайдовый фильм « Птицы нашего края: птицы, которые зимуют и те, которые улетают в теплые края»
3. Загадки к слайдам фильма.
« Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик – Чирик! НЕ робей
Я бывалый …» ( воробей)
« В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
« Здорово, дрозд – приятель!
И ставит подпись…» ( дятел)
- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее?
( Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)
- Этих птиц называют оседлыми. А каких, зимующих птиц нашего края вы еще знаете?
( Галки, синицы, вороны, поползни, голуби).
4.Работа с учебником.
- Посмотрим на птиц, зимующих у нас.
- Кто запомнил, как называют этих птиц? ( Оседлые птицы)
- Дети раскрашивают кружки возле тех птиц, которых они видели зимой.
Учитель:
Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все – таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна – две доживут до весны.
- Как можно помочь птицам зимой?
( Сделать кормушки, насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки)
- Итак, конкурс загадок продолжается.
- Кто отгадает следующие загадки про птиц?
Что за весенняя черная птица
Любит за пугалом ходить и кормится?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
(грач)
Угадайте, что за птичка –
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
( ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
( соловей)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно – розовый…
( скворец)
5.Учитель: (рассказывает о перелетных птицах )
Птицы непоседы. Посмотрите, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево!
Но так ведь и белка умеет или какой нибудь другой зверек. А вот улететь на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все.
- Дрозды, зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки – могут.
- Как называются птицы, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.
( Это перелетные птицы)
- Каких еще перелетных птиц вы знаете?
( Скворец, соловей, журавль и др.)
1. Работа с учебником.
( Ученики находят рисунки с перелетными птицами)
2. Рассказ учителя про окольцованных птиц.
- Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.
Ученым помогли маленькие кольца, которые они надевали на лапки птиц. Когда кто – то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. НА кольце был указан номер и адрес, где была окольцована птица.
8 .Подведение итогов урока.
- Куда улетают некоторые птицы на зиму? ( В теплые края)
- Когда они вновь возвращаются к нам? ( Весной)
- Как называют этих птиц? ( Перелетные)
- Почему их так называют? ( Эти птицы совершают перелеты из одного района Земли в другой)
- Как называют птиц, которые зимуют у нас? ( Оседлые)
- Как мы можем помочь нашим друзьям меньшим зимой?
9. Задание на дом. (Сделать кормушки вместе с родителями)
Дополнительный материал к уроку (интересное о птицах)
1. Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далеко жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но, делает она это не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц. Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (Кукушка)
2. Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. НА самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. ( Ласточки)
3. Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью; они будут клевать все. Что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо – голубые. ( Синица)
В конце урока обращаюсь еще раз к ученикам с просьбой о том, чтобы они не забывали заботиться о пернатых друзьях зимой, помогали им.
Провела урок : Дикушина Галина Борисовна.
Список используемой литературы
1. Учебник « Мир вокруг нас» А.А. Плешаков. М.: Просвещение2003г.
2. Атлас – определитель « От земли до неба» для учащихся начальных классов А.А.Плешаков 9 – е издание М.: Просвещение 2008г.
3. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир» Е.П.Фефилова, Е.А. Поторочина. «Вако» Москва 2004г.
4. Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир» к учебному комплектуА.А.Плешакова « Мир вокруг нас» 1 класс Е. М. Тихомирова. М.: Просвещение2007г.
5. Энциклопедия « Я познаю мир». Животные. Автор- составитель П.Р. Ляхов. 2008г.
ГООУ санаторная школа – интернат N 3
Методическая разработка по окружающему миру в 1 классе
по теме: «Где зимуют птицы?».
Для учителей начальных классов.
Учитель: Дикушина Галина Борисовна
Г.О.Жигулевск 2011 г.
|