Единый открытый урок по окружающему миру для детей начальной школы, приуроченный к годовщине первого полёта человека в космос.
Тема: Путешествие в космос
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: Смешанный
Цели урока:
Образовательная: Расширить представление детей о космосе.
Развивающая: Развивать интерес к предмету, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие, логическое мышление. Пополнить словарный запас, расширить кругозор детей.
Воспитательная: Познакомить со значением освоения космического пространства в современной жизни. Сплотить детский коллектив.
Задачи:
Познакомить с развитием космонавтики и её основоположниками в нашей стране; с устройством космического корабля и орбитальной станции.
Дать понятия о некоторых космических терминах (невесомость, спускаемый аппарат, космодром и др.).
Научить применять полученные знания в игровых ситуациях. Продолжать учить работать в группе. Показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран.
Межпредметные связи: Чтение – окружающий мир.
Ход урока
1 Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня вся наша страна и весь мир отмечают 50- летнюю годовщину первого полёта человека в космос. На этом уроке мы с вами совершим заочное путешествие в космос. Наша цель сегодня – познакомиться с развитием космонавтики и её основоположниками в нашей стране; с устройством космического корабля и орбитальной станции. Пополнить свой словарный запас некоторыми космическими терминами. Так же на уроке вы полюбуетесь красивыми космическими видами, услышите речь самого Ю.А. Гагарина, и в конце урока я вам предложу ответить на вопросы викторины и выполнить игровые задания.
2 Учитель включает слайд-шоу на космическую тему под песню В. Трошина «Песня космонавтов».
3 Знакомство с новым материалом.
- Как вы думаете, какой транспорт нам понадобится для путешествия в космос? (космический корабль)
- Вы готовы к путешествию?
-Давайте сначала посмотрим, куда же мы полетим?
Открывается 2 слайд. Посмотри в ночное небо - на его чёрном бархате мерцают и переливаются тысячи огоньков. Некоторые из них планеты, в том числе наша Земля. Другие - созвездия, удаленные от нас на миллионы километров. Все эти звёзды и планеты, включая Землю и Солнце, вместе с окружающим их космическим пространством составляют Вселенную. Вселенная гораздо больше, чем люди в состоянии вообразить. В ней неисчислимое множество звезд. Наземные и космические телескопы обнаруживают все новые и новые звезды в бесконечных космических глубинах.
Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение.
Я гляжу в мерцающее небо.
Там, в пересечении орбит,
Словно фантастическая небыль,
Звёздный путь сквозь толщу лет пробит.
Смотришь, удивляешься…, не веришь…
Всем земным законам вопреки,
Человек космические двери
Распахнул движением руки.
Открывается 3 слайд.
На нём изображены телескопы и учёный Галилео Галилей.
Астроном (в старину Звездочёт) - Человек, который наблюдает за звёздным небом, фотографирует его, изучает жизнь звёзд и планет
Этого ученого зовут Галилео Галилей. Он родился и жил в Италии. Галилей
изобрел и построил самый первый телескоп. С его помощью он разглядел горы на Луне, спутники у Юпитера, обнаружил пятна на Солнце и многое
другое.
- Давайте посмотрим, где во вселенной находится наша планета Земля?
Открывается 4, 5 слайд. На слайде показано расположение планет в Солнечной системе. Фотография Земли из космоса. Средняя удалённость от Солнца: 149,7 млн. км
Солнечная система. В ней 9 планет. Они все разной величины.
Самая громадная из них – Юпитер, Самая маленькая – Меркурий.
Открывается 6 слайд. Изображение Луны и первых исследователей Луны.
Луна – естественный спутник Земли. Это самый яркий объект на ночном небе, но светится он отражённым от Солнца светом. Первыми Луны достигли американцы. 20 июля 1969 г. американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин впервые высадились на поверхность Луны.
Их доставил туда корабль «Аполлон-11».
Лунный мир сильно отличается от Земного. Просто так — без скафандров, без лунных кабин, без специальных лунных баз — на Луне жить невозможно, потому, что там нет ни воздуха, ни воды. Днем поверхность Луны может раскалиться до 100 градусов и даже больше, а ночью там стоит невиданный—в 150 градусов — мороз.
4Для путешествия нам понадобится знание некоторых космических терминов.
Дети по очереди рассказывают космические термины.
5 Физкультминутка
Космонавтами мы станем! Посетим Луну, Юпитер.
Скоро до небес достанем. Много совершим открытий!
Все планеты облетим, А пока вернёмся в класс,
И на Марсе погостим. Ждёт уже учитель нас.
6 Развитие космонавтики в нашей стране. Открывается 7 слайд
Портрет К.Э. Циолковского.
Константин Эдуардович Циолковский.
Этот замечательный учёный является основоположником космонавтики в нашей стране. Он придумал, как научить ракету быстро летать, как лучше построить ракетный поезд, чтобы он мог возить в космос корабли и спутники, как организовать путешествие на Луну и другие планеты.
8 слайд Сердце ракеты - её реактивный двигатель. Горючее горит и превращается в раскалённые газы. Газы вырываются из сопла ракеты и отталкивают её от себя. Газы летят вниз, а ракета – вверх!
(На Слайде изображён космодром )
Открывается 9 слайд Новая эра освоения космоса
На нём фотография Ю.А. Гагарина, изображение первого искусственного спутника Земли и корабля «Восток».
4 октября 1957 года впервые в истории нашей планеты был запущен высоко в небо первый искусственный спутник, который самостоятельно, без помощи
моторов, стал вращаться вокруг Земли. Руководил этой работой учёный С.П.Королёв.
Первым человеком в космосе стал Советский космонавт Ю. А. Гагарин.
12 апреля 1961 года он совершил виток вокруг Земли на космическом корабле «Восток» и благополучно приземлился.
Всего 108 минут длился этот полёт, но значение его огромно!
Он ответил на главный вопрос: Полёты возможны.
Открывается 10 слайд Ракетный поезд
На нём схематически показано, из чего состоит ракетный поезд и как космический корабль совершает полёт и посадку.
Космический корабль – пассажир в ракетном поезде. Он находится в голове состава и прикрыт шапочкой – обтекателем. Сначала поезд везут ракеты первой ступени. Когда в них кончается топливо, автоматы отбрасывают их в сторону и поезд везёт ракета второй ступени. Как только сгорит горючее во второй, вахту принимают ракеты третьей ступени. Она доставляет своего «пассажира» до места. Дальше он летит самостоятельно - по орбите вокруг земли.
Пора возвращаться домой. Сначала надо затормозить. Космонавты включают тормозную установку и разворачивают корабль задом наперёд. Начинается спуск. Орбитальный и приборный отсеки больше не нужны, поэтому их оставляют в космосе. На Землю спускается только спускаемый аппарат с космонавтами.
При входе в атмосферу начинает гореть его жаропрочная обмазка. Вскоре пожар прекращается, раскрываются парашюты и бережно спускают корабль на Землю.
11 слайд Приземление (фото капсулы, космонавты в капсуле, космонавты в креслах после приземления)
Космонавт, одетый в скафандр, размещался в специальном катапультируемом кресле. На последнем этапе посадки, на высоте 7 км, космонавт катапультировался из кабины и совершал приземление на парашюте.
Кроме того, была предусмотрена возможность приземления космонавта внутри спускаемого аппарата.
7 Знакомство с современными космическими аппаратами и их значением.
Открывается 12 слайд На нём фотография, где изображён Главный конструктор ракетно – космических систем С.П.Королёв с Первым космонавтом Земли, а так же рисунок орбитальной станции.
По дороге, разведанной Ю.А.Гагариным, пошли и другие.
Полёты стали более длительными. Изменились и сами космические корабли. Они стали многоместными. Позже были построены орбитальные станции. Это огромные сооружения, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите.
Станция «Салют» — космический дом на орбите. Напоминает он летящую громадную птицу, крылья этой птицы — панели солнечных батарей. Это домашняя электростанция. В космическом доме живут и работают космонавты. Прилетают они на космическом такси, корабле «Союз». Пока
космонавты живут на станции, такси ждет их на стоянке. Космический дом пока единственный дом, который не стоит на Земле, а летает вокруг нее, и существует он уже много лет.
Много полезных работ выполняют космические аппараты. С них ведутся наблюдения за Солнцем, планетами, звёздами. Они собирают метеосведения, т.е. о погоде, ведут разведку полезных ископаемых. Спутники связи передают информацию на радио и телевидение, мобильные телефоны. На самих космических станциях ведутся научные работы, выращиваются растения, исследуется жизнь и развитие живых организмов.
Открывается 13 слайд На помещена фотография станции «Салют»
«Космический дом», так называют космонавты орбитальную станцию.
Дом этот особенный. Он может подниматься и опускаться над Землёй. В нём «комнаты» изолированы друг от друга специальными люками, которые отсекают комнаты одна от другой. Поэтому их на станции называют отсеками. На орбитальной станции есть столовая (пища готовится на Земле и упаковывается в тюбики), спальня (к спальным местам пристёгиваются спальные мешки, а лицо закрывается сеткой) и спортивный зал. Есть там рабочий отсек, где находится центральный
пост управления. Рядом – агрегатный отсек (двигатели, баки с топливом и баллоны с газом).
На фотографии — станция «Салют», космический дом, в котором живут и работают наши космонавты и их гости. Станция «Салют» — это научная лаборатория. Космонавты проводят там самые разнообразные опыты. Вы знаете, что жить в космосе, где предметы совершенно ничего не весят, где царствует невесомость, очень сложно. Именно с такими трудностями встречаются все космонавты, когда они попадают на орбитальную станцию.
Открывается 14 слайд На изображение орбитальной станции в разрезе.
По мере необходимости учитель называет не указанные ранее объекты на орбитальной станции.
Сложно была устроена космическая станция «Салют-6», с множеством разных устройств, приборов, аппаратов.
1— солнечные батареи;
2— транспортный корабль;
3-антенна;
4-переходной отсек;
5-люк;
6— репортажная телекамера;
7— центральный пост управления;
8 — велоэргометр;
9 — кресло;
10— стол;
11—фотоаппарат;
12— душ;
13— отсек научной аппаратуры;
14— спальное место;
15— шлюзовая камера для выбрасывания отходов;
16— агрегатный отсек;
17— двигатели ориентации;
18— контейнеры с пищевыми продуктами;
19— двигатель;
20— туалет;
21— промежуточная камера:
22— антенна;
23— мишень, помогающая производить стыковку;
24— грузовой транспортный корабль;
Открывается 15 слайд На нём показано как совершается выход в открытый космос.
Во время выхода в открытый космос, защитой астронавтов от холода, метеоритов и солнечной радиации является герметичный скафандр. Иногда космонавты используют ручное маневренное устройство, приводимое в движение крохотными газореактивными двигателями, благодаря которому они могут свободно передвигаться в космосе. (Изображение ручного маневренного устройства)
(Учитель предлагает вспомнить сказочные летательные аппараты – ковёр-самолёт, ступа с метлой, сапоги-скороходы, тучки).
8 Заранее подготовленный ученик зачитывает сообщения на тему космоса.
«Это интересно»
· Лунные экспедиции «Аполлон» оставили на поверхности Луны 50 тонн мусора.
· В 1975 году произошла стыковка советского и американского космических кораблей.
· Американские астронавты при помощи парашютов спускаются в океан, а российские космонавты обычно совершают посадку на землю.
· Первая женщина – космонавт Валентина Терешкова побывала в космосе в 1963 году, и было её 26 лет.
· Перед полётом в космос Ю.А. Гагарина туда слетали и благополучно вернулись обратно две собачки - Белка и Стрелка.
· Труд в открытом космосе настолько тяжёл, что космонавт теряет более килограмма веса после шести часов работы.
· Скафандр космонавта на Земле весит 48 кг, и для того чтобы его надеть требуется затратить 45 минут.
Открывается 16 слайд
9 Космическая викторина
• Кто из учёных нашей страны является основоположником космонавтики?
• К какому событию приурочено празднование Дня Космонавтики?
• Летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, возникающий при выбрасывании газов из двигателей.
• Место, откуда отправляются в дальнюю дорогу космические корабли.
• Толстый слой воздуха, который окутывает нашу Землю.
• Назовите планету, на которой мы живём.
• Единственный естественный спутник Земли.
• Громадная огненная звезда, излучающая свет во все стороны.
• «Звёздная страна», где находится бесчисленное количество «Звёздных» городов.
• Первый Советский космонавт.
• Как назывался космический корабль первого космонавта?
• Первая женщина космонавт.
• Защитный костюм космонавта.
• Как звали собачек, летавших в космос и благополучно вернувшихся на Землю?
· Выдающийся конструктор ракетно-космических систем, с именем которого связаны победы в нашей стране в освоении космоса.
10 Следующим этапом урока является небольшое командное соревнование.
Дети заранее рассажены так, что образуют две команды.
Им предлагается придумать название своим командам и поучаствовать в конкурсам. Задания высвечиваются на экранах, а так же раздаются на листочках. За правильно выполненные задания команды получают фишки.
Открывается 17 слайд Задание: Расшифруй названия планет
П Т Н Е У Н
Е Р Т П Ю И (Нептун, Юпитер)
Открывается 18 слайд Задание: Расшифруй радиограмму, используя подсказку.
В
|
н
|
и
|
е!
|
е
|
в
|
о
|
н
|
н
|
а
|
о
|
П
|
н
|
м
|
з
|
е
|
и
|
м
|
с
|
е
|
а
|
о
|
ж
|
н
|
я
|
е
|
а
|
д
|
к
|
т
|
ь
|
а!
|
Внимание! Посадка невозможна!
Открывается 19 слайд Задание: Сосчитай сколько звёзд.
Открывается 20 слайд Задание: Переведи названия инопланетных уроков на наш язык.
Плюсминусник ……………………….
Абвгедейка …………………………
Картинотворение …………………………
Скок-прыг ………………………..
Ля-ля- фа ………………………..
Ногопляс …………………………
Мироучение …………………………
Подведение итогов конкурса.
11 Подведение итогов урока
- Наше путешествие подошло к концу.
- Что интересного вы сегодня узнали?
-Кто из учёных нашей страны является основоположником космонавтики?
- Назовите фамилию выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны победы в нашей стране в освоении космоса.
-Кто из людей впервые полетел в космос?
-Как назывался корабль первого космонавта нашей страны?
- Какие полезные работы выполняют космические аппараты?
- Сегодня все ребята были молодцы, внимательно слушали и смотрели, хорошо отвечали на вопросы.
Подготовила и провела Гаранина Наталья Николаевна, учитель начальных классов.
|