Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих
     

ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение Самарской области Санаторная школа - интернат № 3 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Жигулёвск

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Структура и органы управления Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты и требования
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Организация питания в образовательной организации
Стипендии и меры поддержки обучающихся
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
Доступная среда
Международное сотрудничество

Поиск


Путешествие в космос

Единый открытый урок по окружающему миру для детей начальной школы, приуроченный к годовщине первого полёта человека в космос.
Тема:   Путешествие в космос
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: Смешанный
 
Цели урока:
Образовательная: Расширить представление детей о космосе.
Развивающая: Развивать интерес к предмету, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие, логическое мышление.                                                                                   Пополнить словарный запас, расширить  кругозор детей.
Воспитательная:  Познакомить со значением освоения космического пространства в современной жизни. Сплотить детский коллектив.
Задачи:
 Познакомить с развитием космонавтики и её основоположниками  в нашей стране; с устройством космического корабля и орбитальной станции.
Дать понятия о некоторых космических терминах (невесомость, спускаемый аппарат, космодром и др.).
Научить применять полученные знания в игровых ситуациях. Продолжать учить работать в группе. Показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран.
Межпредметные связи: Чтение – окружающий мир.
 
 
 
 
 
Ход урока
1 Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня вся наша страна и весь мир отмечают 50- летнюю годовщину первого полёта человека в космос. На этом уроке мы с вами совершим заочное путешествие в космос.  Наша цель сегодня – познакомиться с развитием космонавтики и её основоположниками в нашей стране; с устройством космического корабля и орбитальной станции. Пополнить свой словарный запас некоторыми космическими терминами.                                                                                     Так же на уроке вы полюбуетесь красивыми космическими видами, услышите речь самого Ю.А. Гагарина, и в конце урока я вам предложу ответить на вопросы викторины и выполнить игровые задания.
 
2 Учитель включает слайд-шоу на космическую тему под песню В. Трошина «Песня космонавтов».
3 Знакомство с новым материалом.
- Как вы думаете, какой транспорт нам понадобится для путешествия в космос? (космический корабль)
 - Вы готовы к путешествию? 
-Давайте сначала  посмотрим, куда же мы полетим?
Открывается 2 слайд. Посмотри в ночное небо - на его чёрном бархате мерцают и переливаются тысячи огоньков. Некоторые из них планеты, в том числе наша Земля. Другие - созвездия, удаленные от нас на миллионы километров. Все эти звёзды и планеты, включая Землю и Солнце, вместе с окружающим их космическим пространством составляют Вселенную. Вселенная гораздо больше, чем люди в состоянии вообразить. В ней неисчислимое множество звезд. Наземные и космические телескопы обнаруживают все новые и новые звезды в бесконечных  космических глубинах.
Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение.

 

Я гляжу в мерцающее небо.
Там, в пересечении орбит,
Словно фантастическая небыль,
Звёздный путь сквозь толщу лет пробит.
Смотришь, удивляешься…, не веришь…
Всем земным законам вопреки,
Человек космические двери
Распахнул движением руки.

 

Открывается 3 слайд.
На нём изображены телескопы и учёный Галилео Галилей.
Астроном (в старину Звездочёт) - Человек, который наблюдает за звёздным небом, фотографирует его, изучает жизнь звёзд и планет
Этого ученого зовут Галилео Галилей. Он родился и жил в Италии. Галилей
изобрел и построил самый первый телескоп. С его помощью он  разглядел горы на Луне, спутники у  Юпитера, обнаружил пятна на Солнце и многое
другое.
- Давайте посмотрим, где во вселенной находится наша планета Земля?
Открывается 4, 5 слайд. На слайде показано расположение планет в Солнечной системе. Фотография Земли из космоса. Средняя удалённость  от Солнца: 149,7 млн. км
Солнечная система. В ней 9 планет. Они все разной величины.
Самая громадная из них – Юпитер, Самая маленькая – Меркурий.
Открывается 6 слайд. Изображение Луны и первых исследователей Луны.
 Луна – естественный спутник Земли. Это самый яркий объект на ночном небе, но светится он отражённым от Солнца светом. Первыми Луны достигли американцы. 20 июля 1969 г. американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин впервые высадились на поверхность Луны.
 Их доставил туда корабль «Аполлон-11».
Лунный мир сильно отличается от Земного. Просто так — без скафандров, без лунных кабин, без специальных лунных баз — на Луне жить невозможно, потому, что там нет ни воздуха, ни воды. Днем поверхность Луны может раскалиться до 100 градусов и даже больше, а ночью там стоит невиданный—в 150 градусов — мороз.
4Для путешествия нам понадобится знание некоторых космических терминов.
   Дети по очереди  рассказывают космические термины.
5 Физкультминутка

 

Космонавтами мы станем!                  Посетим Луну, Юпитер.
Скоро до небес достанем.                 Много совершим открытий!
Все планеты облетим,                        А пока вернёмся в класс,
И на Марсе погостим.                        Ждёт уже учитель нас.
 
6 Развитие космонавтики в нашей стране. Открывается 7 слайд
Портрет К.Э. Циолковского.
Константин Эдуардович Циолковский.
Этот замечательный учёный является основоположником космонавтики в нашей  стране. Он придумал, как научить ракету  быстро летать, как лучше построить ракетный поезд, чтобы он мог возить в космос корабли и спутники, как организовать путешествие на Луну и другие планеты.
8 слайд Сердце ракеты - её реактивный двигатель. Горючее горит и превращается в раскалённые газы. Газы вырываются из сопла ракеты и отталкивают её от себя. Газы летят вниз, а ракета – вверх!
(На Слайде изображён космодром ) 
 Открывается 9 слайд  Новая эра освоения космоса
На нём фотография Ю.А. Гагарина, изображение первого искусственного спутника Земли и корабля «Восток».
4 октября 1957 года впервые в истории нашей планеты был запущен высоко в небо первый искусственный спутник, который самостоятельно, без помощи
 моторов, стал вращаться вокруг Земли. Руководил этой работой учёный С.П.Королёв.
Первым человеком в космосе стал Советский космонавт Ю. А. Гагарин.
 12 апреля 1961 года он совершил виток вокруг Земли на космическом корабле «Восток» и благополучно приземлился.
 Всего 108 минут длился этот полёт,  но значение его огромно!
Он ответил на главный вопрос: Полёты возможны.
Открывается 10 слайд    Ракетный поезд
На нём схематически показано, из чего состоит ракетный поезд и как космический корабль совершает полёт и посадку.
Космический корабль – пассажир в ракетном поезде. Он находится в голове состава и прикрыт шапочкой – обтекателем. Сначала поезд везут ракеты первой ступени. Когда в них кончается топливо, автоматы отбрасывают их в сторону и поезд везёт ракета второй ступени. Как только сгорит горючее во второй, вахту принимают ракеты третьей ступени. Она доставляет своего «пассажира» до места. Дальше он летит самостоятельно - по орбите вокруг земли.
Пора возвращаться домой. Сначала надо затормозить. Космонавты включают тормозную установку и разворачивают корабль задом наперёд. Начинается спуск. Орбитальный и приборный отсеки больше не нужны, поэтому их оставляют в космосе. На Землю спускается только спускаемый аппарат с космонавтами.
При входе в атмосферу начинает гореть его жаропрочная обмазка. Вскоре пожар прекращается, раскрываются парашюты и бережно спускают корабль на Землю.
11 слайд    Приземление (фото капсулы,  космонавты в капсуле, космонавты в креслах после приземления)
Космонавт, одетый в скафандр, размещался в специальном катапультируемом кресле. На последнем этапе посадки, на высоте 7 км, космонавт катапультировался из кабины и совершал приземление на парашюте.
Кроме того, была предусмотрена возможность приземления космонавта внутри спускаемого аппарата.
7  Знакомство с современными космическими аппаратами и их значением.
Открывается 12 слайд    На нём фотография, где изображён Главный конструктор ракетно – космических систем С.П.Королёв с Первым космонавтом Земли, а так же рисунок орбитальной станции.
По дороге, разведанной Ю.А.Гагариным, пошли и другие.
Полёты стали более длительными. Изменились и  сами космические корабли. Они стали многоместными. Позже были построены орбитальные станции. Это огромные сооружения, в которых есть всё необходимое для длительной  жизни на орбите.
Станция «Салют» — космический дом на орбите. Напоминает он летящую громадную птицу, крылья этой птицы — панели солнечных батарей. Это домашняя электростанция. В космическом доме живут и работают космонавты. Прилетают они на космическом такси, корабле «Союз». Пока
космонавты живут на станции, такси ждет их на стоянке. Космический дом пока единственный дом, который не стоит на Земле, а летает вокруг нее, и существует он уже много лет.
Много полезных работ выполняют космические аппараты. С них ведутся наблюдения за Солнцем, планетами, звёздами. Они собирают метеосведения, т.е. о погоде, ведут разведку полезных ископаемых. Спутники связи передают информацию на радио и телевидение, мобильные телефоны. На самих космических станциях ведутся научные работы, выращиваются растения, исследуется жизнь и развитие живых организмов.
Открывается 13 слайд    На помещена фотография станции «Салют»
«Космический дом», так называют космонавты орбитальную станцию.
Дом этот особенный. Он может подниматься и опускаться над Землёй. В нём «комнаты» изолированы друг от друга специальными люками, которые отсекают комнаты одна от другой. Поэтому их на станции называют отсеками. На орбитальной станции есть столовая (пища готовится на Земле и упаковывается в тюбики), спальня (к спальным местам пристёгиваются спальные мешки, а лицо закрывается сеткой) и спортивный зал. Есть там рабочий отсек, где находится центральный
пост управления. Рядом – агрегатный отсек (двигатели, баки с топливом и баллоны с газом).
На фотографии — станция «Салют», космический дом, в котором живут и работают наши космонавты и их гости. Станция «Салют» — это научная лаборатория. Космонавты проводят там самые разнообразные опыты. Вы знаете,  что жить в космосе, где предметы  совершенно ничего не весят, где царствует невесомость, очень сложно. Именно с такими трудностями встречаются все космонавты, когда они попадают на орбитальную станцию.
 Открывается 14 слайд  На изображение   орбитальной станции в разрезе.
По мере необходимости учитель называет не указанные ранее объекты на орбитальной станции.
Сложно была устроена космическая станция «Салют-6», с множеством разных устройств, приборов, аппаратов.
1солнечные батареи;
2транспортный корабль;
3-антенна;
4-переходной отсек;
5-люк;
6репортажная   телекамера;
7центральный пост управления;
8 велоэргометр;
9 — кресло;
10стол;
11фотоаппарат;
12душ;
13отсек научной аппаратуры;
14спальное место;
15шлюзовая камера для выбрасывания отходов;
16агрегатный отсек;
17двигатели     ориентации;
18контейнеры с пищевыми продуктами;
19двигатель;
20туалет;
21промежуточная камера:
22антенна;  
23мишень, помогающая производить стыковку;
24грузовой транспортный корабль;
Открывается 15 слайд  На нём показано как совершается выход в открытый космос.
 Во время выхода в открытый космос,  защитой астронавтов от холода, метеоритов и солнечной радиации является герметичный скафандр. Иногда космонавты используют ручное маневренное устройство, приводимое в движение крохотными газореактивными двигателями, благодаря которому они могут свободно передвигаться в космосе. (Изображение ручного  маневренного устройства)
(Учитель предлагает вспомнить сказочные летательные аппараты – ковёр-самолёт, ступа с метлой, сапоги-скороходы, тучки).
8 Заранее подготовленный ученик зачитывает сообщения на тему космоса.
 «Это интересно»
·       Лунные экспедиции «Аполлон» оставили на поверхности Луны 50 тонн мусора.
·       В 1975 году произошла стыковка советского и американского космических кораблей.
·       Американские астронавты при помощи парашютов спускаются в океан, а российские космонавты обычно совершают посадку на землю.
·       Первая женщина – космонавт Валентина Терешкова побывала в космосе в 1963 году, и было её 26 лет.
·       Перед полётом в космос Ю.А. Гагарина туда слетали и благополучно вернулись обратно две собачки - Белка и Стрелка.
·       Труд в открытом космосе настолько тяжёл, что космонавт теряет более килограмма веса после шести  часов работы.
·       Скафандр космонавта на Земле весит 48 кг, и для того чтобы его надеть требуется затратить 45 минут.
Открывается 16 слайд  
9 Космическая викторина
         Кто из учёных нашей страны является основоположником космонавтики?
         К какому событию приурочено празднование Дня Космонавтики?
          Летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, возникающий при выбрасывании газов из двигателей.
         Место, откуда отправляются в дальнюю дорогу космические корабли.
         Толстый слой воздуха, который окутывает нашу Землю.
         Назовите планету, на которой мы живём.
         Единственный естественный спутник Земли.
         Громадная огненная звезда, излучающая свет во все стороны.
         «Звёздная страна», где находится бесчисленное количество «Звёздных» городов.
         Первый Советский космонавт.
         Как назывался космический корабль первого космонавта?
         Первая женщина космонавт.
         Защитный костюм космонавта.
         Как звали собачек, летавших в космос и благополучно вернувшихся на Землю?
·        Выдающийся конструктор ракетно-космических систем, с именем которого связаны победы в нашей стране в освоении космоса.
10 Следующим этапом урока является небольшое командное соревнование.
Дети заранее рассажены так, что образуют две команды.
Им предлагается придумать название своим командам и поучаствовать в конкурсам. Задания высвечиваются на экранах, а так же раздаются на листочках. За правильно выполненные задания команды получают фишки.
Открывается 17 слайд  Задание:   Расшифруй названия планет
П Т Н Е У Н 
Е Р Т П Ю И           (Нептун, Юпитер)
Открывается 18 слайд  Задание:   Расшифруй радиограмму, используя подсказку.
В
н
и
е!
е
в
о
н
н
а
о
П
н
м
з
е
и
м
с
е
а
о
ж
н
я
е
а
д
к
т
ь
а!
 
старт
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
финиш
 
Внимание! Посадка невозможна!
Открывается 19 слайд  Задание:   Сосчитай сколько звёзд.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Открывается 20 слайд  Задание:   Переведи названия инопланетных уроков на наш язык.
Плюсминусник                      ……………………….
Абвгедейка                              …………………………
Картинотворение                 …………………………
Скок-прыг                                ………………………..
Ля-ля- фа                                  ………………………..
Ногопляс                                  …………………………
Мироучение                            …………………………   
Подведение итогов конкурса.
11 Подведение итогов урока
- Наше путешествие подошло к концу.
- Что интересного вы сегодня узнали?
-Кто из учёных нашей страны является основоположником космонавтики?

 

- Назовите фамилию выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны победы в нашей стране в освоении космоса.
-Кто из людей впервые полетел в космос?
-Как назывался корабль первого космонавта нашей страны?
- Какие полезные работы выполняют космические аппараты?
- Сегодня все ребята были молодцы, внимательно слушали и смотрели, хорошо отвечали на вопросы.
 
 
 
Подготовила и провела Гаранина Наталья Николаевна, учитель начальных классов.
Школьная жизнь
Образование
Воспитание
   Программы
   Расписание кружков, секций
   План
   Дорожная безопасность
   Профилактика информационной безопасности
   НАРКОПОСТ
   Школьная служба примирения (медиации)
   Совет профилактики
Функциональная грамотность
Цифровая образовательная среда
Повышение качества образования
Профориентация обучающихся
Методическая копилка
Наши достижения
Школьный музей
Школьный театр

Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение Самарской области Санаторная школа - интернат № 3 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Жигулёвск