|
Открытый урок по чтению во 2 классе.
|
Открытый урок по чтению во 2 классе.
Тема урока: «Осень в стихах и произведениях русских поэтов».
Цель урока:
-
Обобщить тему: «Осень в произведениях русских поэтов и писателей».
-
Развивать умения учеников находить общее между стихотворениями и рассказами, а так же их различие.
-
Уметь выделять методы и средства, какими доносят до нас писатели и поэты красоту этого времени года.
-
Воспитывать любовь к природе родного края, умение ценить и беречь эту красоту.
Материально – техническое обеспечение урока:
-
Учебник «Родная речь» 2 класс, 1 часть.
-
Портреты русских поэтов: А.А. Фета, А.Толстого, С.А. Есенина, И.Токмаковой, А.Н. Плещеева, Ф.И.Тютчева.
-
Карточки с отрывками стихов.
-
Картины с изображением осени знаменитых художников.
-
Слайды « Золотая осень».
-
Карточки с характеристиками осенних месяцев, осенние листочки, сделанные учениками.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
«Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется.
Это время года …
- Как зовется?
- Ученик:
- Это время года осенью зовется.
Учитель:
- Правильно, осенью зовется.
- В этом разделе мы знакомились не только со стихами, но и с рассказами.
- Кто может перечислить поэтов, чьи стихи мы разбирали, учили?
Ученики:
- Мы знакомились со стихами: Федора Ивановича Тютчева, Алексея Николаевича Плещеева, Константина Дмитриевича Бальмонта, Афанасия Афанасьевича Фета, Алексея Толстого, Ирины Токмаковой, Сергея Александровича Есенина.
Учитель:
- А кто написал рассказ « Осеннее утро»?
-( « Осеннее утро» написал Михаил Михайлович Пришвин).
Да, ребята, многие поэты писали стихи об осени, композиторы посвящали этому времени года музыкальные произведения, художники писали картины.
- А что же они отражали в своих произведениях?
( Чтобы ответить на этот вопрос мы сейчас посмотрим слайды, которые будут сопровождаться музыкальным произведением Петра Ильича Чайковского « Времена года»)
3. Демонстрация слайдов.
- И так, что же писатели и поэты отражали в своих произведениях?
( Они отражали свои наблюдения, впечатления, свои настроения)
-Какую природу описывали поэты и писатели в своих произведениях?
( Писатели и поэты описывали живую и неживую природу)
- Что относится к живой природе?
( К живой природе относятся: люди, животные, птицы)
- Что относится к неживой природе?
( К неживой природе относятся: солнце, ветер, тучи, дождь, облака )
- Какими средствами и методами они пользовались, чтобы донести до нас красоту этого времени года?
( Они пользовались методами сравнения, олицетворения, применяли образные слова и выражения)
- А что такое олицетворение?
( Олицетворение- воплощение чего –н. в образе живого существа.)
( Например: день пробуждается, открывает глаза….)
Учитель:
- Осень – замечательное время года. Да, славная бывает осень, - веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с холодными ветрами, с дождиком и мокрым снегом.
Я предлагаю сейчас прочитать слова, которыми можно дать характеристику одному из месяцев осени, а вы должны догадаться, к какому месяцу это относится?
(1: Молчаливый, грустный, тоскливый, печальный, холодный – ноябрь)
( 2: Золотистый, разноцветный, дождливый, ветренный, грибной - октябрь.)
(3: Солнечный, лучезарный, теплый, хрустальный – сентябрь.)
Вопросы:
-Почему сентябрь называют урожайным?
- ( Осенью собирают урожай в садах, огородах и полях)
Почему про октябрь говорят, что он золотистый, грибной?
( В октябре мы наблюдаем интересное явление природы – «листопад», а в лесах - собираем грибы.)
4.Основная часть урока.
Учитель:
- Кто из поэтов восхищался первым месяцем осени?
( Федор Иванович Тютчев писал про первый месяц.)
(Ученики читают стихотворение наизусть)
- Как вы догадались, что здесь идет речь о первом месяце?
( Тютчев называет его – «первоначальным»)
- Какие образные слова и выражения использует поэт, чтобы донести до нас красоту этого месяца?
5. Работа с учебником:
Какие красивые слова он употребляет?
( Хрустальный день, лучезарные вечера, отдыхающее поле, дивная пора.)
(Ученики объясняют, как они понимают эти выражения. Хрустальный день – чистый, прозрачный, безоблачный день; )
Задание:
Найдите во втором четверостишие рифмы.
( колос – волос, везде – борозде.)
- С каким настроением надо читать это стихотворение?
( с радостью)
- Прочитаем повторно это стихотворение.( стараясь передать мелодичность и радостное настроение)
- Ребята, а чем нам особенно запоминается месяц октябрь?
( Можно наблюдать листопад, частые моросящие, мелкие затяжные дожди, грибная пора, отлет птиц.)
Какие стихи вы могли бы отнести к этому месяцу?
Перелистайте страницы в учебнике и перечислите все стихи.
- К этому месяцу можно отнести стихи: С.Есенина « Закружилась листва золотая», А.Толстого « Осень», Ирина Токмакова « Опустел скворечник», К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника».
( Чтение стихов детьми - наизусть).
После чтения стихотворений, ученики находят в них рифмы, разные художественные средства, с помощью которых поэты доносили до нас красоту природы или отдельно какого - то явления.
6. Физкультминутка.
«Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше!»
Продолжение чтения стихов про осень.
Учитель:
- Все о грустном, да о грустном.
- А какое стихотворение в этом разделе нас развеселило?
( Стихотворение В. Берестова « Хитрые грибы»)
7. Работа над рассказом М.М. Пришвина.
Учитель:
- А сейчас обратимся к рассказу М.М. Пришвина « Осеннее утро».
Ребята, а что объединяет и рассказы о природе и стихотворения о природе?
( И поэты и писатели отражали в своих наблюдениях свои впечатления, свои наблюдения, свои настроения.)
- А чего нет в произведениях? ( рифмы)
- Мы с вами учили отрывки прозы.
1 часть – описание осеннего утра, 2 часть – настроение поэта,3 часть – отношение поэта к этому времени года.
( Чтение отрывков – наизусть).
- Что же мы узнали из этого рассказа?
- ( Что осенью, очень долго пробуждается день.)
8. Игра « Угадай – ка!»
( Маленький экзамен: Дети читают на карточках отрывки из разных стихов, называют , кто написал это стихотворение, как оно называется)
9. Подведение итогов урока:
- А теперь поднимите листочки, которые мы с вами делали на уроках технологии.
Посмотрите друг на друга. Сколько много ярких, золотистых, красных листочков. А это значит: у всех у нас радостное, хорошее настроение, несмотря на холодное, пасмурное утро осеннего дня.
Выставление оценок.
10. Домашнее задание:
Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению.
Урок провела: Дикушина Г.Б.
|