|
Путешествие в страну вежливости и доброты
|
Классный час для детей начальной школы
Путешествие в страну вежливости и доброты
Цель: Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.
Задачи:
- воспитывать доброжелательность, доброту;
- умение видеть красоту в простом и обыденном;
- умение дарить тепло и доброту;
- способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
- развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;
- воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.
Ход классного часа
Читает ученик:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро!
Солнцу и птицам!
-Доброе утро!-
Улыбчивым лицам.
И каждый становиться
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
- Добрый день, ребята! Наша встреча сегодня посвящена доброте,
Я познакомилась с вашими ответами на вопросы анкеты, увидела ваши проблемы, и сегодня мы попробуем справиться с ними сообща.
- Ребята, сегодня нас ждет путешествие в Страну Вежливости и Доброты. 1 слайд
Вот маршрут нашего путешествия:
2 слайд
v Долина доброты
v У солнышка в гостях
v Море вежливости
v Остров народной мудрости
v Музыкальная Поляна
v Город сказочных героев
v Аллея добрых слов
v Замок комплиментов
Первый этап нашего пути – Это Долина Доброты 3 слайд
Давайте и мы на капельку добрее сделаем нашу жизнь. А как же это можно сделать?
/Ответы детей/
Часто рядом с добром соседствует зло. Зло – это все плохое, вредное: грубость, жадность, ненависть, равнодушие.
Читает учитель:
Добро и зло творить всегда во власти всех людей.
Но зло твориться без труда, добро творить трудней.
Рождает зверя зверь, рождает птица птицу.
От доброго – добро, от злого – зло родиться.
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
А сейчас мы станем чуточку волшебниками и превратим «плохие» слова в хорошие, добрые: Задание: Скажи наоборот.
-грубость (вежливость);
-ненависть (любовь);
-обман (доверие, честность);
-злость (доброжелательность);
-равнодушие (внимательность).
Вот такими добрыми качествами должен обладать каждый человек. Много хороших дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми. Этому надо учиться с детства. Каждый из вас – это маленькая звездочка, которая должна превратиться в настоящую яркую звезду. В этом вам поможет доброта. Она согревает окружающих людей в трудную минуту.
Чтобы наше путешествие было весёлым, давайте споём песню Дорогою добра.
Доброта…Что означает это слово? … /Ответы детей/
4 слайд
Мысли великих людей
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское
расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное.
(Л. Толстой)
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид.
(В. Розов)
Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
(М. Твен)
Дети читают стихи:
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье,
На помощь прийти вновь и вновь.
Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть внимательным, вежливым по отношению к другим людям? /Ответы детей/
А сейчас посмотрим вот такую ситуацию. Что вы об этом думаете?
Сценка.
Автор. Жили две сестренки. Назовем их Соня и Вера. Они были похожи. Мама одевала их в одинаковые платья, обе они учились только на пятерки.
Девочки. Мы во всем одинаковые!
Автор. С гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме.
Соня. Я получила по математике «5», а Вера только «тройку». Мы стали уже неодинаковые.
Автор. Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно.
Мама. Да, ты стала хуже…
Соня. Я? Но ведь тройку-то получила не я?
Мама. Тройку получила Вера, но она болела. А ты обрадовалась – это значительно хуже.
Ребята, за что же мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
5 Слайд У Солнышка в гостях
Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В. Гюго)
- Как вы думаете, какими душевными качествами обладают добрые люди?
Назовите их. (на экране появляются слова: улыбчивость, сердечность, нежность, отзывчивость, великодушие, заботливость, дружелюбие, сострадание, радушие, душевность.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе солнышко”.
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
- Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.
Учитель дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
- Ну, а нам пора двигаться дальше. Впереди еще одно море – Море Вежливости.
Море Вежливости. 6 Слайд
- А как вы думаете, что такое вежливость?
Ответы детей.
-Давайте, прочитаем на слайде.
Слайд
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
– Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи?
Дети: Вежливым.
– Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?
Дети: Нет.
– А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене.
На перемене
На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
– Что нужно сказать?
– Здрасьте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись.
– Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?
Дети: нет.
– Почему?
Ответы детей.
Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять “Вежливые слова”, но и употреблять их … (правильно).
А часто бывает так, что даже лучшие друзья ссорятся. (Инсценировка)
- Кто кого обидел первым?
- Он меня…
- Нет, он меня…
- Кто кого ударил первым?
- Он меня…
- Нет, он меня…
- Вы же раньше так дружили.
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
Каждый день мы сталкиваемся с разными проблемами, порой поступаем не так, как хотелось бы. Давайте сейчас вместе поищем выход из ситуаций, с которыми сталкиваемся каждый день.
Работа по группам.
1). Максиму понравилась девочка из его класса. Он всячески пытался завладеть ее вниманием: ножку подставит на перемене, за косичку дернет, засмеется в её присутствии. Прав ли он?
Не проще ли подойти и предложить понравившейся девочке свою дружбу?
Почему Максим не делает этого?
2). Большая перемена. Ты вбежал в коридор и решил размяться и развеяться.
Но так увлекся, что сбил с ног малыша-первоклассника. Твои действия.
3). Зима. Гололед, очень скользко. Вы с друзьями возвращаетесь из школы. Впереди вас идет женщина с полными сумками. Вдруг она, поскользнувшись, падает. Из сумок выкатываются апельсины, яблоки. Ваши действия.
Случались ли с вами ситуации, где нужна была ваша помощь или помогали вам?
/Ответы детей/
- Сейчас послушайте, о каких полезных советах нам расскажут дети.
Стихотворение «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак.
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старушке.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду
И, ежели вы вежливы, то сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И, ежели вы вежливы, поможете вы маме,
И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.
И, ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте….
И, ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не на веке.
И, ежели вы вежливы, вы книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном и целом переплёте.
И, ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Знал одного ребёнка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое ребёнку воспитание.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил, «Спасибо!» - говорил.
Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,
Но мячика у мальчика без спросу не берите!
А сейчас я предлагаю продолжить наше путешествие и посетить остров народной мудрости. 7 слайд
8 слайд Здесь я вам предлагаю выполнить такое задание: Соедини начало
и конец пословицы:
Не одежда красит человека,
Злой плачет от зависти,
Добрые слова
В ком добра нет,
Жизнь дана
На добрый привет -
При солнышке тепло -
Доброе дело
а, добрый от радости.
дороже богатства.
на добрые дела.
добрый ответ.
при матушке добро.
дороже богатства.
в том и правды мало.
а его добрые дела.
А сейчас мы с вами попали на Музыкальную поляну. 9 слайд
Давайте вместе с котом Леопольдом споём его любимую песенку. (Песня Если добрый ты)
Давайте теперь посетим город Сказочных героев. 10 слайд
Вы знаете, что в сказках всегда добро побеждает зло. Вспомните как можно больше добрых сказочных героев. А теперь тех героев, которых вы считаете недобрыми, злыми. (ответы детей)
-А теперь мы попали на Аллею добрых слов. 11- 12 слайд
Я уверена, что вы их знаете немало. Эти слова ещё называют волшебными.
- Поиграем в игру «Волшебные слова».
- Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
v Растает даже ледяная глыба от слова тёплого
v Зазеленеет старый пень, когда услышит:
v Если больше есть не в силах, скажем маме мы:
v Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече:
v Если нас бранят за шалости, мы говорим:
v И во Франции и в Дании на прощание говорят:
И заключительный этап нашего маршрута сегодня Замок комплиментов. 13 слайд
- Ребята, а вы знаете, что такое комплимент?
- Для чего люди говорят друг другу комплименты?
- Посмотрите на экран.
На экране появляются слова:
Комплимент — особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова.
Комплименты помнятся дольше, делающих их, а замечания забываются быстрее, их делающих.
Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Котик – Комплиментик». Передавая игрушку Котика – Комплиментика соседу слева, постарайтесь сказать ему что-то приятное, доброе или просто похвалить его.
Учитель начинает игру, дети продолжают по цепочке, пока игрушка не вернется к учителю.
В заключении классного часа дети поют частушки.
Частушки
Про дела свои ребячьи
Пропоём мы вам в стихах
Все расскажем без утайки,
Все воскликните вы: « Ах
За меня ребята бьются,
Как драчливы петухи.
Написали бы мне лучше
Задушевные стихи.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
- Ух, народу сколько тут!
Занимай места ребята,
А то бабушки займут
Я девчонка боевая
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.
Коля ссорился с друзьями,
В ход пуская кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Петя ловко ловил рыбу,
Может лодки мастерить
Только «Здравствуй» и «Спасибо»
Не умеет говорить.
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы мама убрала,
Только я ещё мала.
Ох, частушки хороши,
Их поём от всей души.
Но вы тоже не зевайте,
А смелее подпевайте
От души мы вам пропели
Школьные частушки.
Мы нисколько не устали –
Жалко ваши ушки
Подведение итогов:
- В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чём мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?
(О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах).
- А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили?
Подготовила и провела, классный руководитель 3 класса - Гаранина Н.Н.
Анкета для учащихся 3 класса ___________________________1. Что такое добро в твоем понимании? ___________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Добр ли ты?__________________________________________________________
3. Как ты оцениваешь свои взаимоотношения с близкими людьми?
а). Добрые, дружеские.
б). Меня не понимают.
в). Мне не хватает ласки и внимания.
г). Безразлично.
д). Бывают разные моменты.
4. Хотел бы ты изменить что-то в своих взаимоотношениях с окружающими?
а). Да.
б). Нет.
в). Не знаю.
5. Как ты оцениваешь свой характер? Доволен ли ты собой? Почему?___________________________________________________________________________________
6. Есть ли у тебя друзья?
а). Есть.
б). Мало.
в). Очень часто меняются.
г). Нет друзей.
7. Если у тебя возникает проблема, к кому ты обратишься за помощью и советом в первую очередь?
а). К родителям.
б). К друзьям.
в). К учителю.
г). Попытаюсь сам справиться.
д). Не знаю.
|