|
Методическая разработка "ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ"
|
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе.
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
Цель: Познакомить детей с определением ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.
Расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре;
раскрыть значение этих явлений для человека, растений, животных;
объяснить причины их возникновения.
Учить видеть прекрасное в обычном явлении природы.
Уметь называть явления природы, описывать явления природы.
Знать почему происходит данное явление природы.
Формировать умение чётко, полно, широко излагать свои мысли.
Воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к
окружающему миру, развивать монологическую речь учащихся,
Воображение, творческие способности.
Оборудование: Презентация с шумами и звуками явлений природы.
Сухой завтрак, краски акварельные, кисточки, клей, картон.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент, сообщение темы и целей мероприятия.
2. Вступительная беседа.
Итак, дорогие друзья, рады приветствовать вас на нашем мероприятии.
Сегодня мы с вами поговорим о том ,что происходит в природе не зависимо от человека.
- А что происходит в природе независимо от человека? (Идёт снег, дождь, дует ветер)
Изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека называются - природными явлениями.(на экране появляется загадка, учитель читает, а дети её отгадывают)
(Слайд 1)
Меня часто зовут,
Дожидаются,
А приду – от меня
Укрываются. (ДОЖДЬ)
Дождь – это осадки, выпадающие в виде капель воды. Капельки воды в облаках становятся слишком тяжёлыми и начинают падать на землю. Если капли мелкие, идет моросящий дождик, а если крупные – проливной. Очень сильный проливной дождь называют ливнем.
(Шум проливного дождя)
(Слайд 2 )
Два брата родных:
Одного всякий видит,
Да не слышит,
Другого всё слышат,
Да не видят. (МОЛНИЯ, ГРОМ)
Гроза зарождается в темных грозовых облаках, или тучах, которые иногда
собираются в небе в конце жаркого летнего дня. Сильные ветры внутри
грозовых туч сталкивают капли воды друг с другом, и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества - молнией. Искры у молнии очень горячие и очень быстро нагревают воздух. Он как будто взрывается с оглушительным грохотом! Этот грохот называется – гром. ( ЗВУКИ ГРОМА)
(Слайд 3)
Говорю я брату:
- Ох, с неба сыплется горох!
- Вот чудак, - смеётся брат,
- Твой горох, ведь это…. ( ГРАД )
Когда капельки дождя поднимаются и опускаются в вихре холодного воздуха, замерзая все больше и больше – образуется град. И на землю выпадают уже не капли, а твердые шарики. Иногда эти шарики довольно долго крутятся вверх-вниз, покрываясь все более толстым слоем снега и льда, поэтому и попадаются двухкилограммовые градины.
( Слайд 4 )
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!...
В них ни въехать, ни войти. (РАДУГА )
Радуга может появиться на небе, когда идёт дождь и светит солнце. Она видна, если лучи солнца проходят сквозь дождевые капли.
( Слайд 5 )
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. ( РОСА)
Роса – это капельки, образующиеся на растениях, земле и различных наземных предметах. Она появляется только при ясном небе.
( Слайд 6 )
Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать? ( ВЕТЕР )
Ветер – это передвижение воздуха. Когда воздух от земли нагревается, он начинает подниматься вверх, а холодный воздух опускается вниз.
Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать. Ветер бывает сильный, слабый, холодный, освежающий, тёплый. ( Шум ветра )
Если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует.
( Слайд 7 )
Пушистая вата
Плывёт куда- то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе ( ОБЛАКА )
С виду облака похожи на громадные комья ваты. А из чего они состоят на самом деле? Из миллиардов и миллиардов мелких капелек воды и ледяных кристаллов. Они крошечные и легкие, поэтому не падают вниз, а парят в небе. Облака бывают самых разных форм и размеров. Кучевые облака выглядят как нагромождения, расположенные кучами. Перистые облака, иногда, называют «конские хвосты». Слоистые - напоминают простирающиеся плоские слои.
По типу облаков, плывущих в небе, можно предсказывать погоду. Например, кучевые облака предвещают сильный дождь.
( Слайд 8 )
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. ( ТУМАН )
Туман — это нечто вроде пелены из мельчайших капель воды, иногда смешанных с дымом и пылью. Порой, туман бывает таким густым, что очень трудно, даже невозможно что-либо увидеть.
Туман — это облако у поверхности земли. Нет никакой разницы между туманом и облаком в небе. Над морем туман возникает, когда воздух теплее воды. Туманы чаще бывают осенью, когда воздух охлаждается быстрее, чем земля или вода. Городские туманы гуще сельских, потому что воздух в городе полон пыли и сажи, которые, соединяясь с частичками воды, образуют плотное покрывало.
( Слайд 9 )
Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт. ( ИНЕЙ )
Иней – это очень мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки. Чаще всего иней ложится в холодные ясные и тихие ночи.
Он образуется в тихую погоду и при лёгком ветерке и покрывает землю, растения, камни, стены домов и скамейки…
Говорят, что иней – это твёрдая роса.
( Слайд 10 )
С неба – звездой,
На ладошку – водой ( СНЕЖИНКА )
Снегопад – это осадки, выпадающие зимой в виде снега. На большой высоте пар в снеговых тучах начинает замерзать и превращается в маленькие ледяные кристаллики. Из этих кристалликов получаются снежинки.
( Слайд 11 )
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела. ( МЕТЕЛЬ )
Метель, или вьюга, начинается, когда во время снегопада дует сильный ветер. Он подгоняет и кружит снежинки. ( ЗВУКИ МЕТЕЛИ )
( Слайд 12 )
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло ( ЛЁД )
Стала речка сосен тише… Мы по льду коньками пишем: «Здравствуй, А над речкой – кутерьма зимушка-зима!».
Лёд - это замёрзшая вода, вода в твёрдом состоянии. В тепле лёд превращается в воду (тает).
Знаешь, как вода в реке превращается в лёд? Когда воздух над прудом охлаждается, он охлаждает и верхний слой воды. Верхний холодный слой воды становится тяжелее, чем тёплые нижние слои, и он опускается вниз. Но температура воздуха понижается! Когда верхние слои воды охлаждаются до температуры ниже 4° С, они остаются на поверхности. Потому что вода, охлажденная до температуры ниже 4° С, становится легче!
Когда температура воздуха остается на уровне точки замерзания 0° С или опускается ниже, начинают образовываться мельчайшие кристаллики.
Каждый такой кристалл имеет шесть лучей. Соединяясь, они образуют лед, и вскоре на поверхности воды образуется корочка льда.
( Слайд 13 )
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз. (СОСУЛЬКИ )
Посмотри, снег на склоне крыши тает, потому что солнечные лучи нагревают его до температуры выше нуля. А стекающие капли воды у края крыши замерзают, потому что под крышей температура ниже нуля, холодно.
Оттаявшая вода стекает и каплями свисает с края, охлаждается и замерзает.
На замерзшую каплю натекает следующая, также замерзающая, затем третья капля, и так далее. Постепенно образуется маленький ледяной бугорок.
В другой раз при такой же погоде эти ледяные наплывы ещё удлиняются - так образуются сосульки.
ЗАДАНИЕ ПО ИТОГАМ МЕРОПРИЯТИЯ
Рассмотри картинки и вспомни, какие природные явления на них изображены.
МАСТЕР КЛАСС «Радуга»
Каждый
Охотник
Желает
Знать,
Где
Сидит
Фазан.
Первая буква каждого слова в этом высказывании
соответствует первой букве цвета.
Каждый - красный;
Охотник - оранжевый;
Желает - жёлтый;
Знать - зелёный;
Где - голубой;
Сидит - синий;
Фазан - фиолетовый.
Радуга. Из сухого завтрака.
1. Раскрась сухой завтрак разноцветными красками и подожди пока высохнет.
2. Вырежи из листа бумаги форму радуги и обклей её.
Подготовила и провела: Бойматова Е. В.
|