|
Методическая разработка "АЗБУКА"
|
Сценарий праздника "Прощание с Азбукой"
Цели:
повторить изученные звуки и буквы;
развивать речь, память, мышление;
воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам.
Оборудование: экран, презентация, буквы,
рисунки с изображением обложек учебников “Русская азбука”, “Литературное чтение ”;шапочки для сценки, закладки,
шары с буквами русского алфавита;
14 удостоверений о том, что учащиеся научились читать.
Ход праздника:
За окном снежинки вьются,
День приветливый такой.
Нынче праздник в первом классе:
День прощания с Азбукой!
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли на необычный праздник. Мы прощаемся с первой книгой, которая научила вас читать.
Что это за книга?
Дети:
Азбука! Слайд N1
Ведущий
: Азбука научила вас читать, рассказала вам много интересных историй. И вот пришло время попрощаться с “Азбукой”. Слайд N2 ,N3, N4
Азбука приглашаем тебя на наш праздник.
(Выходит Азбука)
Азбука: Я Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книжках есть про всё, про всё
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет , тепло и газ.
: 1. Мы с вами собрались не зря, ( ДАША)
Трудились мы немало!
Сегодня праздник Азбуки!
А Азбука всех книг начало.
2. Нас научила Азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык!
3. Ты в Азбуку впервые вник,
Читая по слогам.
Потом прочтешь ты сотни книг
К сознательным годам.
И ты поймешь: без Азбуки
Вся жизнь прошла бы зря.
ПЕСНЯ « АЗБУКА» слайд N5
Слайд N6 (Звучит музыка, выходит Кикимора)
Появляется Кикимора.
Кикимора
: Ой-ой-ой! Подумаешь Азбука! Вот я, Кикимора Неграмотная, две тысячи лет на болоте прожила, ни одной буквы не знаю – и ничего прекрасно себя чувствую!
Азбука
: В самом деле, прекрасно? Это оттого, что ты живешь в болоте. А в болоте жизнь простая, некультурная – плюх-плюх, чав- чав, плюх-плюх, чав - чав. И все понятно! А культурные люди без азбуки, без книги и грамоты обойтись не могут.
Кикимора
: Ой! Ну что вы такое говорите. Я не могу! Ну, скажите зачем, зачем мне знать грамоту! Не зачем и вам не советую!
Ребята вам нужна грамота?
Дети:
ДА!!!
Кикимора
: Скажите, зачем мне какие-то буквы? Записки что ли Водяному писать? Даже если я в болоте перекупаюсь и охрипну, голос потеряю, то я все равно смогу жестами показать все, что мне надо! Ням-ням – есть хочу. Буль-буль – пить.Хрр-хрр – спать.
Азбука
: Показать то конечно можно, если ты и твой адресат находитесь рядом. А как ты пошлешь своему другу Лешему в соседний лес срочное сообщение?
Кикимора
: А я картинку нарисую.
Ведущий
: И что это значит?
Кикимора
: Не поняли? А еще грамотные? Это значит: Приходи ко мне в гости есть куриные окорока. А вот холодца из петушиных гребешков не будет. Зато покатаемся с горки.
Азбука
: Мне кажется, что письмо Кикиморы заставит Лешего поломать голову. Так часто случалось в древние времена, когда люди еще не знали письменности. Поэтому послания их друг другу часто напоминали загадки. Слайд N6
Так, персидский царь Дарий хотел завоевать гордые степные племена скифов. Скифский гонец принес ему лягушку, мышь, птицу и пять стрел. Положил их перед царем, хлестнул свою лошадь – и умчался прочь. Дарий задумался…Слайд N7
Кикимора
: Я знаю, что это значит: Мышь живет в земле, лягушка прячется в воде, птица взлетает высоко в небо. Наверное, скифы решили сдаться и своим посланием говорят “Мы отдаем вам все свои земли и воды и поднебесные пространства– и вместе со стрелами отдаем свою храбрость”.
Ведущий СлайдN8
: Вот и царь Дарий так решил. Но мудрые военачальники, знавшие характер скифов, растолковали значения послания так: “Если вы, персы, не улетите, подобно птицам в небеса, не зароетесь, подобно мышам в землю, не ускачите, подобно лягушкам в болота, то попадете под ударами наших стрел”.
Кикимора
: Я хоть и на болоте живу, но кое-что знаю! Чего только не придумывали люди, чтобы сообщения отправлять.
(достает веревку с узелками)
Племя инков придумали узелковое письмо.
Ведущий: СлайдN9
: Люди писали и на глине. А древние египтяне передавали информацию с помощью иероглифов – каждый значок-картинка обозначал отдельное слово.
Кикимора
: А я что говорила! Вы еще посмеялись надо мной!
Ведущий
: Представляете, сколько надо было выучить иероглифов. Да и путаница могла случиться в расшифровке.
Вот посмотри, Кикиморушка, как Леший прочел твое письмо. Слайд N 10
Фонограмма
: “Чем я Кикимора тебя обидел? Чем заслужил такое твое письмо?
“Ах ты, Леший, ноги твои куриные, безголовый ты совсем! Придешь ко мне в гости -спущу с горки”. Не показывайся после такого письма ко мне на глаза! Твой бывший друг Леший!”
Кикимора
: Ах, я несчастная! Ах, неграмотная я! Хотела написать одно, а получилось другое! Ой, горе мне, горе! Как же я жить буду?!
Азбука: Слайд N11
Не расстраивайся! Часто такое бывало, пока люди не придумали алфавит. А два брата Кирилл и Мефодий составили новую Азбуку для славян. Её так и назвали Кириллица – от имени одного из братьев. Конечно, со временем она изменилась, но в основе осталась прежней. И всем знакомые, родные буквы нашей азбуки – это буквы кириллицы.
Кикимора
: Познакомьте меня с ними! Познакомьте скорее! Я тоже хочу знать алфавит.
Ведущий
: Поможем ребята?
Азбука:
Сейчас познакомим. Я загадаю ребятам загадки. БУКВЫ В ЗАГАДКАХ. Слайд N12
Кикимора:
Молодцы ребята! Ой, простите меня пожалуйста неграмотную! Я хочу вопрос задать. Только стесняюсь!
Азбука:
Задавай , не стесняйся! Кто не стесняется спрашивать, тот с каждым вопросом становится умней.
Кикимора: А буквы трудно учить? Не больно?
Дети: НЕТ!
Кикимора: А вам нравится быть грамотным?
Ведущий: А сейчас мы покажем Вам «Как хорошо быть грамотными!»
Игровая программа.
1.Найди место для буквы «О»
ПХД, КЛСК, РБТ, МЛК, ПРХ, ГРХ, ВДПРВД, МЛТК.
2. Грамматическая арифметика.
Череп – п + муха = ? (черёмуха)
Чистый – ый + о + тело – о =? (чистотел)
Часть – ь +ушко – о + а =? (Частушка)
Чёрный – ый + слива – а =? (Чернослив)
3. Собери слова: КНИГА, МАШИНА, ЖИВОТНОЕ, ЧУДО,ЧАШКА.
4. : Игра “Замени букву”
Как превратить птицу в доктора?
По полю ходит черный грач
К больному в дом приходит врач.
Как превратить цветок в домашнее животное?
Цветут в палисаднике розы,
А к ним подбираются козы?
Как превратить маленькое в огромное морское животное?
В кресле тихо дремлет кот,
В океане кит живет.
Как превратить весенний месяц в ароматный напиток?
Настал прекрасный теплый май,
Мы на веранде пили чай.
Как сделать так чтобы у цветка появились клешни?
Цвел над речкой красный мак
Стал от варки красным рак.
Как превратить рыбу в человеческое жилище?
В речке жил усатый сом,
У сома на дне был дом.
Как превратить насекомое в огромное растение?
Удивлялся старый жук:
Плакать всех заставил лук?
Как превратить рыбный суп в радостный клич?
Уха готова. Есть пора
И детвора кричит: “Ура”!
Кикимора: Хороша была игра!
1.Знают все средь нас, что чтенье –
И забава, и учение,
Развлеченье, приключенье…
И конечно не мучение.
2. Смех и слезы, Радость и печаль
Довелось нам испытать
Но стараний наших нам не жаль
Книги нам легко теперь читать.
3. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!
4.Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Кикимора:
Молодцы! Действительно грамотные! Какие умные ребята все-все буквы знают! На следующий год обязательно пойду в школу!
Ведущий:
Ребята, давайте сделаем подарок Кикиморе. А что ей подарить?
Дети:
Азбуку.
Кикимора:
Ой, спасибо! Вы такие добрые, умные, хорошие и дружные. Чтобы мне вам подарить? А приходите ко мне на болото я вам лягушек подарю, да пиявок. А теперь я в лес побегу Лешего грамоте учить буду!
До свидания!
Ведущий: Ребята, Наша мудрая книга Азбука научила вас читать. А теперь вы сами будете ходить в школьную библиотеку и читать новые ещё не знакомые пока вам книги. Сегодня мы должны сказать Азбуке большое спасибо.
Дети:
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам, постепенно
К миру знаний нас ведут.
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке : «Спасибо!»-
Расставаться нам пора!
Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Знаний нужных нам дала немало!
И теперь мы лучшие друзья!
До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех кто в первый класс придёт!
Мы хотим сказать тебе СПАСИБО!
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы «До свиданья!»
«Здравствуй», - новой книге говорим!
Азбука: Я знакома с вами с сентября.
И со мной дружили вы не зря.
Я помогла вам буквы изучать
И научиться хорошо читать.
А ещё я привела к вам гостью «Родная речь». Она поведёт вас дальше в мир знаний.
РОДНАЯ РЕЧЬ:
Ребята, с вами тоже я хочу дружить, как и Азбука.
И буду любить всех тех, кто будет меня беречь и каждый день читать меня.
Я – книга. Я – товарищ твой.
Будь школьник бережным со мной.
Мой чистый вид всегда опрятен.
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь.
Листая , пальцы не слюнявь!
Мой переплёт не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Запомни: Я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Ребята! Я к вам на праздник пришла не одна.
Знакомьтесь , это моя подружка закладка .
(Выходит закладка)
Закладка: Я – красивая закладка.
Я нужна вам для порядка.
Зря страниц не вырывай!
Где закладка там читай!
(Закладка дарит детям в подарок новые закладки).
Ведущий: а сейчас торжественный момент нашего праздника. Вручение удостоверений и медалей за первую школьную победу.( Поздравление гостей, родителей, вручение подарков.)
Сценарий составила и провела: Бойматова Е. В.
|