|
Путешествие по улицам города дорожного движения
|
ГБООУ санаторная школа – интернат N 3
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Путешествие по улицам города
дорожного движения»
Автор: Классный руководитель
Дикушина Галина Борисовна
Г.О. Жигулевск 2012г.
Введение
Это внеклассное мероприятие « Путешествие по улицам дорожного движения» поможет всем учителям, работающим в начальной школе. В конце учебного года перед летними каникулами обязательно нужно подвести итог по всем знаниям по правилам дорожного движения, чтобы еще раз напомнить школьникам, как важно соблюдать эти правила летом, чтобы не случилось беды, чтобы все дети осенью благополучно вернулись здоровыми в школу. Форма этого мероприятия выбрана в виде путешествия для того, чтобы детям было не скучно во время мероприятия и многие школьники могли принять участие непосредственно в нем.
Развитие автомобилестроения принесло человечеству неоспоримую пользу, но при этом увеличило число опасностей, подстерегающих нас буквально повсюду. Ядовитые выхлопы машин практически ежесекундно отравляют наш организм, но если от этого мы не имеем возможности защититься, то от опасности, подстерегающей нас на дороге, мы можем спастись, соблюдая Правила дорожного движения. Что главное на дороге?
Видеть самому и быть видимым. В этой краткой формуле заключен важнейший принцип безопасности движения. Специалисты говорят, что за последние годы техническое совершенствование автомобилей намного опередило возможности человека по управлению ими. В результате на городской улице с интенсивным движением у водителей случается информационная перегрузка, и человек за рулем может принять неверные решения. А слово « неверные» на дороге значит « опасные». И нужно всегда быть готовым не допустить страшных последствий такого решения. Несмотря на огромный технический прогресс нашей цивилизации, зрение и способности визуального восприятия человека практически не изменились и остались такими же, как и в древние времена. А нагрузка на наши глаза возросла многократно. На дороге человек, водитель или же пешеход должен научиться использовать зрение как можно эффективнее. Что же мы имеем в виду, когда говорим о правильном использовании зрения? Во – первых, во время заметить опасность и избежать ее. Во – вторых, не пропускать важных элементов дорожной обстановки: знаков, светофоров, разметки; учитывать дорожные условия, поведение и состояние других участников движения. Глаз человека устроен так, что позволяет нам видеть сразу всю панораму. Надо научиться концентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности движения элементах. Порой мы пренебрегаем незначительными и лишними, на наш взгляд, правилами, подвергая свою жизнь ненужной опасности. Каждый человек с детства усвоил правило:» Прежде чем перейти дорогу, посмотри налево, затем направо…», но некоторые, запомнив это, забывают почему – то другое: « Посмотри на светофор», и в результате, переходя дорогу на красный свет, нарушают одно из основных правил ПДД.
Каждый человек в современном мире прежде всего должен беспокоиться за безопасность свою и своих близких. Подождать лишние две минуты, пока светофор сменит свет, или пройти лишние пятьдесят метров до ближайшего пешеходного перехода. Пожалуй, все это – небольшая плата за собственное здоровье и благополучие.
Помните, что жизнь и безопасность детей на дорогах зависит прежде всего от нас с вами. Учите детей безопасному поведению на дороге своими примерами. Важно научить их наблюдать, ориентироваться в обстановке на дороге, оценивать и предвидеть опасность. Находясь на дороге со своими детьми, применяйте некоторые методы, которые помогут вам и вашему ребенку сформировать навыки безопасного поведения. Никогда не спешите на проезжей части. НЕ переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора. Выйдя из общественного транспорта, подождите, когда он отъедет от остановки, и только после этого переходите проезжую часть дороги. Никогда не переходите дорогу наискосок. Приучайте детей переходить дорогу не там, где вам надо, а там, где есть переходы. Научите всматриваться в даль и оценивать скорость приближающего транспорта для того, чтобы суметь вычислить время, за которое машина сможет доехать до вас. Обращайте внимание на обманчивость пустых дорог. Они не менее опасны, чем оживленные.
Обращение к сверстникам:
Уважайте себя и других участников дорожного движения!
Будьте внимательнее на дорогах!
Берегите свою жизнь и здоровье!
Сегодня мода на здоровых людей!
Основная часть
Вступительное слово учителя:
Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы еще раз вспомнить про правила дорожного движения. Наше мероприятие будет проходить в виде путешествия по улицам города « Дорожного движения».
Отправляемся на улицу « Незнайкина»
Выходит Незнайка:
- Попав в большой и шумный город
Я растерялся, я пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ребята вы мне помогите
И если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!
Учитель: Наши дети уже знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе, Незнайка, расскажут и покажут, как надо вести себя на улицах большого города. А помогут им в этом регулировщик и ученики 2 класса.
( выходит регулировщик)
- Милиционера пост
Очень важен и не прост
Кто следит, чтоб все в пути
Знали, как себя вести?
Внимание, глядит в упор
На вас трехглазый светофор-
Зеленый, желтый, красный глаз.
Он каждому дает приказ.
( учитель подходит с детьми к месту, где обозначена дорожка перехода)
Учитель: Наши ребята идут в школу. Наши ребята очень спешат. Среди них Незнайка с мячом. Регулировщик показывает красный свет.
Регулировщик:
- Хоть у вас терпенья нет
Подождите: красный свет.
Регулировщик:
- Желтый свет на пути-
- Приготовьтесь идти!
- Свет зеленый впереди-
Вот теперь переходи!
( Дети идут по переходу, среди них две девочки, которые рассматривают на ходу книгу и разговаривают о погоде )
Регулировщик:
- Подождите- ка , подружки,
Где глаза у вас, где ушки?
Дело кончится печально.
Может быть немало бед.
Ведь дорога – не читальня
И не место для бесед!
( регулировщик берет у девочек книги, закрывает их и пропускает их через дорогу, показывает красный сигнал)
Ученик:
Светофор дает приказ-
Зажигает красный глаз.
И когда зажжется он,
Все стоят – таков закон.
Ученик 2:
Гляди, Незнайка, до сих пор
- Сигналил красный светофор-
Теперь горит зеленый свет-
Свободен путь , препятствий нет!
Незнайка:
Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда помчался вскач?
Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой.
Регулировщик: (отбирает у него мяч)
На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
Учитель:
Вот мы сейчас и поиграем в игру « Лови, бросай, упасть не давай!»
( Дети делятся на две группы и становятся друг против друга, начинают бросать мяч напротив стоящему игроку. Выигрывает та пара, которая меньше всего уронит мяч )
Учитель:
-А сейчас отправляемся на улицу « Сихотворную»
Дети читают стихи:
1. « Светофор»
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день и ночь-
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге весм ребятам.
Самый строгий красный свет,
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет.
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: « Препятствий нет,
Смело в путь иди!»
2. « Запрещается – разрешается».
И проспекты и бульвары-
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
За – пре – ща – ет –ся!
Быть примерным пешеходом
Разрешается…
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Переход при красном свете
За-пре – ща – ет – ся!
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,
Запрещается!
Уступить старушке место
Разрешается…
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
При зеленом даже детям
Разрешается…
3. « Светофор»
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут и помогут
Говорящие цвета.
Красный свет вам скажет: « Нет!»
Сдержанно и строго.
Желтый свет дает совет
Подождать немного.
А зеленый свет горит-
Проходите – говорит.
С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный Долговязый светофор.
Он и вежливый, и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.
Я его, конечно, знаю,
Да и как его не знать!
Я отлично понимаю
Все, что хочет он сказать!...
4. «Если бы»
5. « Чудесный островок».
6. « Песенка о правилах».
Экзамен по стихам:
Читает Учитель:
1. Эй, водитель осторожно:
Ехать дальше невозможно!
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят…( дети)
2. Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослые.
На ту сторону ведет… ( пешеходный переход).
3. На машинах здесь, друзья
Ехать никому нельзя.
Можно ехать, знайте, дети,
Только на …(велосипеде)
4. Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
Медицинской …(помощи)
5. Что мне делать, как мне быть?
Нужно срочно позвонить!
Должен знать и ты и он:
В этом месте…( телефон)
6. А вот еще самый важный вопрос:
Пешеходы и шоферы-
Все послушны… ( светофору).
Учитель:
-А сейчас мы отправимся на улицу « Музыкальную»
(Дети прослушивают музыкальные миниатюры про правила дорожного движения, и должны определить о чем их предупреждает каждая песенка)
- А сейчас мы отправляемся на улицу « Фольклорную»
Частушки в исполнении учеников 2 класса и тоже по правилам дорожного движения.
1. Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход,
По переходу не пойдешь-
В миг в больницу попадешь.
2. Влево – вправо посмотри,
А потом вперед иди.
На середине встань – ка
И на право глянь - ка.
3. Я смотрю на светофор
У него три глаза.
На какой же свет пойти?
Кто же мне подскажет?
4. Красный свет у светофора
Говорит - дороги нет!
Ты дождись, пока зеленый
Загорится добрый свет
5. Видишь белые полоски-
Зеброй называются.
Смело ты иди вперед
Здесь пешеходный переход.
6. Коля вышел на дорогу
В стороны не посмотрел
Грузовик тяжелый ехал
И мальчишку чуть не сбил.
7. Вы, как Коля, не зевайте,
Будьте осторожными
С нами правила учите
Со знаками дорожными.
8. Захотел ты вдруг покушать,
Позвонить кому- нибудь,
Все квадраты голубые
Правильно укажут путь!
9. Просим всех без исключенья –
Знаки знать и уважать.
А не то несчастья просто
Никому не избежать!
Учитель:
- А сей час отправляемся на улицу « Спортивную»
Задание первое:
Конкурс « Автослесари»
( кто быстрее соберет разрезанный на части автомобиль)
Конкурс « Дружный экипаж»
( Каждая команда проводит машину между кеглей, в конце последний надувает шар, устраняя проколотую шину на машине и возвращается на пункт отправления, побеждает та команда, которая все сделала без ошибок)
Конкурс « Угадай – ка дорожный знак, который рассыпался».
Учитель:
_А сейчас отправляемся на улицу « Угадайкино»
Учитель читает загадки:
1. Человека этот пост
Очень важен и не прост.
Кто следит, что все в пути
Знали, ка себя вести?
2. Что за чудо этот дом!
Окна светятся кругом.
Носит обувь и з резины
И питается бензином.(автомобиль)
3. Посмотри силач какой_
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. ( регулировщик)
4. Чудо – палочка, она
Всем знакома, всем видна:
Днем заметна, а под вечер
Изнутри освещена. ( жезл)
5. Маленькие домики по городу бегут
Мальчиков и девочек домики везут.
( автомобили).
6. На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу.
За руль держусь, гляжу вперед
И вижу – скоро поворот.
( велосипед)
7. В два ряда дома
Вдоль дороги стоят
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
( улица)
8. Красный вагон по рельсам бежит
Всем, куда надо, быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям
Так в чем же мы свами по городу ездим?
( трамвай)
9. Тормози скорей, шофер!
Можно врезаться в забор.
Кто нам путь загородил
И дорогу перекрыл?
(железнодорожный переезд со шлагбаумом)
10. Видно строить будут дом-
Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна.
( « Въезд запрещен»)
11. Видно этот знак для тех,
Кто учился лучше всех.
И поэтому к нему
Прикрепили букву «У»
( Учебное транспортное средство).
12. Скоро будет огород-
Знак об этом знать дает.
Если есть с собой лопата,
Вас там ждут всегда, ребята!
( Дорожные работы)
- А сейчас мы отправляемся на улицу « Наставлений»
(Выходят ученики и читают наставления)
Учитель:
- Это помнить надо всем!
1. Соблюдайте точно правила движения!
2. Чтоб не волновались каждый день родители!
3. Чтоб спокойны были за рулем водители!
4. На улице будьте внимательны дети!
Ученики читают заключительное стихотворение про знаки
« Знаки разные нужны»
1. Знаки разные нужны,
Знаки разные важны-
Знаки синие, цветные и решетчатые.
Вдоль дорог они висят,
Нам понравиться хотят-
Знаки круглые, квадратные, доверчивые.
Коль по ним домой пойдешь,
Никогда не пропадешь,
Знаки верные, надежные, доверчивые.
Эти знаки – нам , друзья,
Нам без них никак нельзя.
Знаки синие, цветные и решетчатые.
2. Эти знаки помнить надо
В ситуации любой
И тогда идти не страшно
Нам по улице с тобой.
Знай, иди себе вперед
И смотри внимательно
То, что знаки говорят,
Делай обязательно
3. Знак ни слова нам не скажет
Но поймет его любой.
Он нам верный путь укажет
На дороге скоростной
Нарисую знак любой:
Хоть машину, хоть забор,
Только главный на дороге-
Это все же светофор.
Заключение
Цели, которые были поставлены в этом мероприятии, были достигнуты. Все школьники начальных классов приняли в нем активное участие. Ответственную часть этого мероприятия готовили ученики второго класса вместе с классным руководителем. Они готовили атрибуты к этому празднику, костюмы участников, азбуку безопасных знаков. Вместе с классным руководителем ученики второго класса успешно осуществили путешествие всех школьников по улицам города дорожного движения. Путешествие началось с улицы « Незнайкина». На этой улице главный ее герой не знал, как переходить надо улицу. Дети преподали ему несколько уроков по правилам дорожного движения и рассказали о разных группах знаков дорожного движения. Следующей улицей была «Стихотворная», на ней участники прослушали интересные стихи на эту тему. На улице « Угадайка!» дети отвечали на вопросы ведущего по правилам дорожного движения, отгадывали загадки про разные знаки, про виды транспорта, вставляли нужные рифмы в стихотворные строки.
На улице « Музыкальной» ученики прослушали музыкальные миниатюры, маленькие музыкальные произведения, в которых содержались нравоучения, и то, что не надо делать на дорогах города. А потом школьники с удовольствием отвечали на вопросы, после каждой музыкальной паузы: что они усвоили для себя важного.
Очутившись на улице « Спортивной» ученики из всех классов выборочно, приняли участие в конкурсах на эту тему. Здесь особенно им понравились конкурсы: « Лучший автослесарь»,( где нужно как можно быстрее собрать из частей грузовой автомобиль) , « Дружный экипаж», « Замечательный водитель» и др. конкурсы.
После этого ученики отправились на улицу « Фольклорную», где ученики второго класса исполнили частушки на эту же тему.
Заканчивая мероприятие, ученики посетили улицу « Наставлений», где еще раз вспомнили, как надо себя вести на улицах города, какие правила должен выполнять пешеход, велосипедист, а какие водитель. В заключении путешествия участники мероприятия просмотрели мультимедийное представление « Путешествие по улицам города дорожного движения».
В конце каждому классу была предложена анкета, для проведения у себя в классе, по выявлению, как ученики освоили правила дорожного движения.
Анкета:
-
Тротуар – это место для движения:
- велосипедов;
- автомобилей;
- пешеходов.
2. На тротуаре необходимо соблюдать следующие правила:
- громко не говорить;
- придерживаться правой стороны, не мешать другим;
- придерживаться левой стороны и идти по самому краю тротуара;
3.На загородной дороге следует идти:
- по пешеходной дорожке;
- по краю проезжей части;
- по обочине;
4. Проезжая часть дороги предназначена для движения:
- пешеходов;
- пассажиров;
- автомобилей;
5. Как называется участок проезжей части, где школьники могут перейти на другую сторону дороги:
- пешеходный переход;
- пешеходная дорожка;
- островок безопасности.
6. Как на проезжей части дороги называют белые широкие полосы разметки, обозначающие переход:
- « тигр»;
- « зебра»;
- « лошадь».
7. Какие правила перехода «зебры» ты знаешь:
- как можно быстрее перебежать через « зебру»;
- переходить « зебру» в один прием, не задерживаясь, не останавливаясь попусту;
- дойти до середины и остановиться, осмотреть оставшуюся половину проезжей части дороги;
8. Как называется техническое средство, регулирующее транспортные и пешеходные потоки:
- семафор;
- маячок;
- светофор.
9.Какой сигнал светофора разрешает движение:
- красный;
- желтый;
- зеленый.
10. Где расположен разрешающий зеленый сигнал в трехглазом светофоре?
- вверху;
- внизу;
- посередине.
11. Какой дорожный знак устанавливают в месте пешеходного перехода:
- «Остановка автобуса»
- « Пешеходная дорожка»
- « Пешеходный переход».
12. На остановке общественного транспорта можно:
- выбегать на проезжую часть и смотреть, не едет ли автобус;
- играть в мяч, «салки»
-спокойно ожидать автобус, не выходя на проезжую часть.
13. Если в салоне автобуса все места заняты, нужно ли держаться за спинки кресел?
- не обязательно, надо просто крепко стоять на ногах;
- держаться за ранец товарища;
- обязательно держаться, чтобы не упасть при резком торможении.
Список используемых источников:
-
Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей.. « Добра дорога детства» N 16 август 2008г.
-
Журнал «Педагогическое творчество» N 5 2008г.
-
Журнал – газета для организаторов внеклассной работы « Последний звонок» N 11 2006г.
-
Журнал « Педагогическое творчество» N11 2009г.
-
Газета для организаторов внеклассной работы « Последний звонок» N2 2009г.
-
Учебник для 3 класса начальной школы ч.2. « Мир вокруг нас» А.А.Плешаков М.: Просвещение 2001г.
|